Образование

153

процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. Происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. О. — необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею. Фундамент развития культуры. Основной путь получения О. — Обучение в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности.

Содержание О., его уровень определяются требованиями общественного производства, обусловливаются общественными отношениями, состоянием науки, техники, культуры, а также уровнем развития школьного дела и педагогической науки. В классовом обществе О. Носит классово-исторический характер, что проявляется в построении систем народного образования, в содержании О. И методах обучения. Сословно-классовому характеру буржуазной школьной системы с присущими ей ограничением уровня образования для детей трудящихся, а в некоторых странах и расовой дискриминацией, большим удельным весом частных и церковных школ советская система народного образования противопоставляет такие принципы, как равенство всех граждан СССР в получении О., обязательность О.

Для всех детей и подростков. Государственный и общественный характер учебно-воспитательных учреждений. Свобода выбора языка обучения. Бесплатность всех видов О., содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, система стипендий для учащихся и др. Единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений. Единство обучения и коммунистического воспитания. Сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодёжи. Связь обучения и воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Научный характер О., его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры. Гуманистический и высоконравственный характер О. И воспитания.

Совместное обучение лиц обоего пола. Светский характер образования, исключающий влияние религии. Различают общее и специальное О. Общее О. Даёт знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку независимо от его будущей специальности, профессии, специальное — необходимые работнику определённой профессии и квалификации. В социалистических странах общее О. Имеет своей задачей вооружение учащихся совокупностью знаний основ наук, а также соответствующих умений и навыков, которые необходимы для всестороннего развития личности, воспитания активных и сознательных строителей социализма и коммунизма, формирования у них мировоззрения и коммунистической нравственности. В неразрывной связи с общим О. В СССР и др. Социалистическими странах находится Политехническое образование.

Большое социальное и народно-хозяйственное значение имеет переход в СССР в условиях развитого социалистического общества к всеобщему среднему образованию (база всестороннего развития личности каждого члена общества, обеспечения полного равенства всех граждан в получении О., необходимая предпосылка для овладения любой профессией на уровне современных достижений науки, техники, культуры). Общее О. Является необходимой основой специального О. Специальное О. Включает ряд отраслей. Горное, радиотехническое строительное, математическое, энергетическое, с.-х., медицинское, историческое, педагогическое и т.п. Подготовка специалистов предусматривает изучение специальных знаний в тесной связи с раскрытием общих научных принципов современного производства.

По своему уровню специальное О. Делится на Высшее образование, Среднее специальное образование, Профессионально-техническое образование, к которому примыкает краткосрочная подготовка рабочих непосредственно на производстве. Принципы построения, основные задачи и пути совершенствования всех звеньев системы советского народного образования определены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973). Советская школа (в широком смысле слова) призвана обеспечивать народное хозяйство кадрами, способными органически соединять достижения научно-технической революции с достижениями социализма, с решением задач коммунистического строительства. Общее среднее образование подрастающего поколения, отвечающее современным требованиям общественного и научно-технического прогресса, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике — задачи средней общеобразовательной школы (См.

Средняя общеобразовательная школа), профессионально-технических учебных заведений (См. Профессионально-технические учебные заведения) и средних специальных учебных заведений (См. Средние специальные учебные заведения). Научно-техническая революция обусловливает усиление темпов обновления орудий производства, его технологии, сокращение сроков внедрения в практику новых научных открытий. Это требует от работников большого объёма современных общенаучных и специальных знаний. Профессионально-технические, средние специальные и Высшие учебные заведения решают задачу подготовки кадров, умеющих быстро ориентироваться в изменяющихся условиях производственной деятельности, сочетать широкие общетехнические и культурные знания с отличным владением конкретной специальностью, творческим отношением к труду.

В СССР и др. Социалистических странах право на О. Является одним из важнейших проявлений социалистической демократии, законодательно закрепленных конституциями, оно фактически обеспечивается широким развитием сети школ разных типов, высших и средних специальных учебных заведений. Развитие О. В СССР создаёт предпосылки для ликвидации различия между умственным и физическим трудом. В классово-антагонистическом обществе правящие классы используют образовательную систему как средство укрепления своего господства, подчиняя этой цели содержание О. Противоречие между потребностями капиталистического производства в квалифицированных обученных кадрах и стремлением господствующих классов по политическим мотивам ограничить образовательный уровень трудящихся особенно обостряется в периоды кризисов и реакции и выступает с наибольшей силой в эпоху империализма.

В современных капиталистических странах существенно различен уровень О. В массовых и привилегированных средних школах. Классово-исторический характер О. Проявляется не только в принципах построения систем народного О., но и в идейной направленности программ, учебников, всей практики преподавания. Социалистическая школа вооружает учащихся подлинно научными знаниями, т.к. Содержание О. Строится на методологии марксизма-ленинизма, подводящей учащихся к диалектико-материалистическому пониманию законов развития природы, общественной жизни и человеческого сознания. Современный технический прогресс, рост культурных потребностей членов советского общества вызывают необходимость совершенствовать содержание О. Научно-технический прогресс с его постоянно возрастающей научной информацией обусловливает необходимость непрерывного О., регулярного пополнения трудящимися общеобразовательных, общетехнических и специальных знаний.

Поэтому в системах народного О. СССР и др. Социалистических стран получили широкое развитие различные формы повышения квалификации (См. Повышение квалификации) и самообразования (См. Самообразование) трудящихся. В тесной связи с содержанием О. Находится обучение, в котором реализуются цели О. Цели и характер О. Оказывают большое влияние на методы обучения. Широкое применение современных технических средств, методов самостоятельной познавательной деятельности обусловливает повышение эффективности обучения. Одна из важных задач школы — привитие учащимся интереса к самообразованию, формирование навыков самостоятельной работы. Большую помощь занимающимся самообразованием оказывают государственные и общественные организации (издание массовых научно-популярных журналов и книг, организация специальных общеобразовательных радио- и телепередач, выпуск научно-технических фильмов, развитие сети партийно-политического просвещения и т.п.).

О. Тесно связано с Воспитанием, формированием качеств личности. Эта объективно существующая взаимозависимость проявляется в том, что О. Является необходимым и могучим фактором воспитания. Советская школа, решая общеобразовательные задачи, вооружая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, формирует на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, их мировоззрение и нравственно-волевые качества. Вместе с тем правильно поставленное воспитание личности способствует успешному овладению знаниями. Единство О., обучения и воспитания достигается путём осуществления принципа воспитывающего обучения, проведения воспитательной работы в системе внеучебных образовательных занятий, в процессе деятельности пионерских и комсомольских организаций.

Соединение обучения с общественно полезным трудом, использование влияния социалистической общественной среды позволяют успешно решать образовательные и воспитательные задачи, поставленные перед советской школой Коммунистической партией. Э. И. Моносзон.

Значения в других словарях
Образ жизни

понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. О. Ж. Определяется существенными чертами и особенностями определённой общественно-экономической формации. Так, например, говорят о буржуазном О. Ж., о социалистическом О. Ж. Внутри данной формации в свою очередь различают особенности О. Ж. Того или иного класса, социального слоя, городского и сельского населения. Все существующие в обществе социальные различия — м..

Образец промышленный

см. Промышленный образец. ..

Образовательный ценз

см. В ст. Цензы избирательные. ..

Образцов

IОбразцо́в Василий Парменович [1(13).1.1849 (по др. Сведениям, 1851), Грязовец, ныне Вологодской области (по др. Сведениям, Вологда), — 14.12.1920, Киев], русский терапевт. Окончил (1875) Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1877—78 принимал участие в качестве полкового врача в русско-турецкой войне. С 1893 профессор Киевского университета. О. И его ученик Н. Д. Стражеско впервые (1910) четко описали клиническую картину инфаркта миокарда (См. Инфаркт миокарда). О. Разработал методы глу..

Образование

ОБРАЗОВАНИЕ - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование.. ..

Образование

ОБРАЗОВАНИЕ, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества. Образование в соответствии с интересами и способностями личности относится к фундаментальным правам человека. По характеру усваиваемых знаний и навыков образование подразделяется на..

Образование

См. Системы образования и Начальное народное образование.. ..

Образование

Бюстовые образования. Жарг. Мол. Шутл. Женская грудь. Максимов, 53.. ..

Образование

Воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс. Образованность. Выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство.. ..

Образование

Процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования - обучение и самообразование.. ..

Образование

1. Ср.1) а) Возникновение, формирование или создание чего-л.б) Основание, организация чего-л.2) Характер, тип сложения чего-л.3) То, что возникает, возникло в результате какого-л. Процесса.2. Ср.1) Процесс получения систематизированных знаний. Обучение, просвещение.2) а) Совокупность знаний, полученных в процессе, в результате обучения.б) Уровень, степень познаний. Образованность.3. Ср. Устар.Процесс действия по знач. Глаг. Образовать (1*).. ..

Образование

ОБРАЗОВАНИЕ. ..

Образование

Образования, ср. 1. Только ед. Действие по глаг. Образовать-образовывать и образоваться-образовываться. Образование общего революционного фронта против эксплуататоров. Образование государства. Образование горных пород. Образование литературного вкуса. 2. То, что создалось, образовалось в результате какого-н. Процесса (книжн.). Горные образования. Жировые образования под кожей. 3. Процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. Ум развивается образованием, и знания даются тоже образованием. Чрншв..

Образование

По всей видимости, было образовано как калька с немецкого, где Bildung от глагола bilden – "образовывапЛ.. ..

Образование

«ОБРАЗОВАНИЕ» - ежемесячный журнал, издававшийся в СПБ с 1892 по 1909 и переименованный из «Женского образования» (1876-1891). Редактор-издатель - В. Д. Сиповский, с 1896 - А. Острогорский. С 1908 вследствие финансовых затруднений переходит из рук в руки (Орест Кон, Д. А. Карышев). Из узкопедагогического преобразован в педагогический и научно-популярный, а затем в литературный и общественно-политический журнал. C 1902 имел отдел беллетристики.В литературно-критическом и философско-экономическом..

Образование

Используется в конституционном праве для обозначения:. ..

Образование

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-I, преамбула. Федеральный закон от 13.01.96 N 12-ФЗ, ст.1. ..

Образование

"Давать образование" означает вести дальше, развивать, выявлять способности. Следовательно, процесс "выведывания" чего-то, установления связей, особенно тех связей, которые отражают фундаментальные соотношения объектов или событий.. ..

Образование

Первыми очагами просвещения в Москве были православные монастыри. В Андрониковом (с XIV в.), Симоновом (с XV в.) и других монастырях переписывались и переводились на церковнославянский язык богослужебные книги, богословские сочинения. Появились первые образцы московского летописания. Здесь же готовились писцы. Для исправления христианских книг приглашались иностранные учёные — продолжатели греко-византийских традиций образованности. Монастырские библиотеки хранили и распространяли по Руси многие..

Образование

научное издательство в 1909—30. Помещалось на Пантелеймоновской улице (ныне улица Пестеля), 12. При участии многих видных учёных (В. А. Стеклова, А. Н. Крылова, А. П. Карпинского и др.) выпущено более 200 монографий и учебников, преимущественно по естественным наукам, по методике преподавания естественно-научных дисциплин в школе и высших учебных заведениях, фундаментальные сборники «Новые идеи...» (в философии, математике, физике, химии и т. Д.). Издательству принадлежит заслуга популяризации..

Образование

Начальная школа обучает детей с 6 до 12 лет. Государственный план включает предметы, аналогичные плану российской начальной школы. Оканчивая шестой класс, юные японцы, освоив в совершенстве фонематическую азбуку, получают лишь базовые знания иероглифического письма. К концу занятий в начальной школе они "набирают" около 1 тысячи иероглифов (для сравнения. Чтобы свободно читать газету, их надо знать не менее 1,8 тыс.). Веяние времени. Уроки экологии начинаются уже в начальной школе. В среднюю шко..

Образование

— результат усвоения систематических знаний, умений и навыков. Путь к получению О. — обучение.. ..

Образование

ОБРАЗОВАНИЕ - многозначное понятие, обозначающее и сферу социокультурной практики, и отраслевую систему, и специально организуемый процесс, и определенный результат деятельности. История О. Отображает в себе развитие культуры в целом. Задача всякого О. - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Обнаруживается соответствие между ним и культурой. Сколько типов культурных ценностей - столько видов О..

Образование

Многозначное понятие, обозначающее и сферу социокультурной практики, и отраслевую систему, и специально организуемый процесс, и определенный результат деятельности. История О. Отображает в себе развитие культуры в целом. Задача всякого О. - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Обнаруживается соответствие между ним и культурой. Сколько типов культурных ценностей - столько видов О. С этой точки..

Образование

Процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.В О. Объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и проф. Ролей. В О. Индивид осваивает систематизированную совокупность нравств. И культурных ценностей, соответствующих его интересам и обществ, ожиданиям.О. В соответствии с интересами и способностями личности — одно из фундаментальных прав человека. Общезначимо..

Дополнительный поиск Образование Образование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Образование" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 11 символа