Докетизм

162

Так называется еретическое учение в христологии, утверждающее призрачность Богочеловека. Христос, по словам этого учения, только казался человеком, Его тело лишь казалось телесным. В Д. Нельзя видеть определенной системы, а следует скорее признать направление мысли, свойственное по преимуществу гностицизму (см.), в котором христологические учения тесно переплетены с восточными понятиями о космологии и с греческим национализмом. Само слово "докетизм" не встречается у первых писателей, боровшихся против гностицизма. Напр., его нет у Иринея. Первый писатель, упоминающий о докетизме — Феодорит — говорит о Маркионе, Василиде и других докетах. Ипполит в своем опровержении ересей (кн. VIII, § 8-11) излагает учение докетов и считает их определенной гностической сектой.

Судя по изложению Ипполита, докеты весьма близки к учению Симона и Валентина. Отношение Бога к миру докеты представляют себе в образе семени, дерева и плода. Как семя разрастается в плод, так и Бог открывается в мире, первоначально в мире интеллигибельном, в мире эонов, а потом и в видимом. Демиург, огненный Бог, создал внешний мир. Существо Демиурга — тьма, во тьме держит он снисшедшие (охладившиеся, αποψυγείσαι) θз мира света вечные идеи — души, и заставляет их вечно менять свой образ (переселение душ). Это блуждание прекращается с появлением Спасителя, Который создан гармоническим действием всех эонов и назыв. Единородным (μονογενής). Земную жизнь Христа докеты толкуют с точки зрения своей космологии. Так, напр., 30 лет земной жизни Христа ставятся в связь с 30-ю идеями тридцати эонов.

Если брать Д. В более обширном значении, чем это делает Ипполит, то в Д. Придется различать несколько видов и направлений — дело, впрочем, рискованное ввиду неполноты источников. Баумгартен-Крузиус в своей истории христианских догматов различает семь видов Д. 1) учение Иосифа и Филона о том, что тела, в которых проявлялись небесные существа, не принадлежали в действительности им самим, а были лишь внешней для них формой. 2) Учение Василида (см.), что человеческий элемент в Христе не участвовал в искуплении, или учение Маркиона, что Христос явился исключительно как дух. 3) Учение Симона и его последователей, что телесная природа Христа была лишь видимостью, иллюзией. 4) Учение валентиниан (см.) и Вардесана (см.), что Христос — существо сверхъестественное, имеющее лишь чувственный образ.

5) Учение последователей Василида, что естество Христа, по смерти Его, изменилось. 6) Учение Керинфа, по которому в Христе было два естества, не соединенных между собой, но соединенных лишь случайно. Наконец, 7) учение Аполлинария и Евтихия, которых церковь всегда считала докетами, хотя они и признавали двоякую природу в Христе, божественную и человеческую. Но божественная, по их воззрению, почти целиком поглощала человеческую.Э. Р..

Значения в других словарях
Доказательства вообще

Доказательство (Demonstratio) есть выведение истинности какого-либо положения (на основании силлогистических законов) из других положений. Доказывать можно лишь положения (понятия могут быть определяемы, факты — объясняемы и показываемы), и притом не все. Некоторые положения, обладающие самоочевидностью — аксиомы - не могут быть доказаны, а сами служат основанием всякого возможного Д. Иногда характер аксиомы приписывают положениям, которые не обладают самоочевидностью, но пользуются всеобщим при..

Доказательства уголовные

Под уголовными Д. Подразумеваются те фактические данные, которые служат основанием к заключению о том, совершено ли преступление и виновно ли в нем данное лицо. Всякая эпоха имеет свой метод обнаружения на уголовном суде материальной истины, свою систему доказательств, на которой отражается господствующее направление мыслей и чувств общества. Сообразно этому, параллельно с тремя пережитыми в Европе типами уголовного процесса — обвинительным, следственным (инквизиционным) и господствующим поныне ..

Доки

(англ. Dock) — искусственные бассейны для принятия кораблей, с целью их разгрузки и загрузки, а также для сооружения судов, осмотра и починки их. Различают:1. Мокрые доки, или судоподъемные бассейны, заменяющие гавани. В морях, имеющих приливы и отливы, устраиваются в виде вырытых на самом берегу водовместилищ, которые при отливе запираются воротами, удерживающими воду, так что в них суда могут спокойно стоять у набережных при всякой высоте воды, не садясь на дно. Примеры подобных Д. Представляю..

Докимасия

(δοκιμαςία) — испытание. Так у афинян называлось расследование, имевшее целью выяснить права гражданина на занятие общественных должностей или приобретение привилегий. При Д. Юношей перед членами общины доказывали, что данный юноша происходит от полноправных афинских граждан и внесен в списки известной фратрии и филы. После такой Д, юноша делался полноправным гражданином. Д. Всадников производилась советом и стратегами и определяла годность всадника и его коня для несения службы. Д. Инвалидов пе..

Докетизм

(от греч. Dokeo - казаться), раннехристианская ересь, отрицавшая полноту человечества Христа. Учение докетизма было основано на абсолютном противопоставлении духа и материи, характерном для гностицизма. Поскольку материя рассматривалась как низшее по отношению к духу и принципиально злое начало, невозможно было допустить, чтобы Бог действительно сделался человеком, поэтому докеты считали, что Христос лишь казался человеком, и либо он воспринял человеческий образ при рождении, расставшись с ним н..

Докетизм

(греч., от dokeo - думать, верить). 1) учение, основанное на личном мнении, развиваемое воображением. 2) учение докетов (см. Это сл.).(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Докетизм

(от греч. Dokeo - кажусь) - еретич. Направление богословской мысли в христ. Церкви 2-3 вв., согласно к-рому плоть и страдания Христа считались кажущимися, призрачными, поскольку плоть, как и все материальное в мире, по учению сторонников этого направления, создание не бога, а злого демиурга. Д. Являлся выражением критики обществ. Строя в целом. Элементы Д. Проникли в догматику манихейства, павликиан и богомильства.Лит. Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 2, СПБ, 1910. Ранович А. ..

Докетизм

(от греч. Dokљw - казаться), представление, согласно к-рому человечность Иисуса Христа была мнимой, а плоть - призрачной. Д. Появился очень рано, в апостольскую эпоху, и следы полемики с ним можно усмотреть уже в НЗ (1 Ин 4:2-3). Первые прямые указания на Д. Дошли от самого нач. 2 в. (сщмч. *Игнатий Антиохийский). Как самостоят. Учение Д., по-видимому, не сформировался и стал одной из характерных черт гностич. Писаний. Отзвуки Д. Сохранились в монофизитском понимании природы Христа. Докетические..

Докетизм

Раннехристианская гностическая ересь. Докеты исповедовали учение о призрачности тела и телесной жизни Христа. Прямым следствием этого было утверждение, что ввиду своей нематериальности Христос не мог страдать и умереть на кресте, а, следовательно, не мог и воскреснуть. Таким образром, учение докетов опровергало основную христанскую догму. Докетизм был расценен как ересь и отвергнут, а анти-докетийская аргументация внесла существенный вклад в формирование христианской догматики.. ..

Дополнительный поиск Докетизм Докетизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Докетизм" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Докетизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 8 символа