Овца

317

В разных мифопоэтических системах символические значения О. Отличаются большой устойчивостью и единством - робость, стыдливость, кротость, безобидность, пассивность, терпение, простота, податливость, невинность, мягкость, нежность, любовь, жертвенность (жертва). Иногда эти значения «ухудшаются» - безынициативность, подражательность, глупость, упрямство, блуждание.В биологическом виде, представленном О., с мифопоэтической точки зрения существенны териоморфные образы, определяемые двумя парами противопоставлений. Мужской - женский [соответственно баран (овен) и овца] и принадлежащий к родителям - принадлежащий к детям (соответственно - овца и баран, но ягнёнок или агнец, т. Е. Барашек). В целом образы О. И барана реализуют общий круг символических значений, хотя в ряде случаев подчёркиваются разные нюансы этих значений (что, в частности, определяется и различиями по полу).

Так, в образе О. Чаще выступает связь с мотивами кротости, нежности, невинности, а в образе барана подчёркивается плодовитость, связь с солнцем и отдельными божествами, но в отрицательном смысле говорится о глупости (баран - дурень) и бестолковости барана. Забитость О., её открытость обидам и вражеским нападениям - один из распространённых мотивов и в «языковой мифологии» (некоторые животные обозначаются по принципу «едящий овцу»), и в обширной овечьей паремиологии («не прикидывайся овцою. Волк съест». «не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел»), фольклоре, прежде всего в сказочных мотивах (многострадальная овца в обществе лисы и волка). На этих качествах О. Основана её роль в ритуале. Именно О.

Чаще всего выступает как образ жертвы, обычно чистой, богу солнца, огня и т. П. И наоборот, жертвоприношение чёрной О. - божествам подземного царства, злым духам для их умилостивления. Часто коза приравнивается к чёрной овце (чёрной О. Нередко называют плохого человека. Ср. «заблудшая О.» - о грешнике). Однако характерно противопоставление О. Как чистого животного козе как нечистому или, во всяком случае, малопочитаемому животному. Соотношение овца - человек подкрепляется и сказочными мотивами о превращении в О., об овце-оборотне и т. П. Однако известны случаи, когда О. Превращаются в неодушевлённые предметы (напр., в грузинской сказке пастух и О. Обращены в камни за негостеприимство пастуха, отказавшего нищему в овечьем молоке и предложившему ему взамен козье).

Образ О. Часто встречается в сказочном фольклоре, раскрывающем различные качества О. Есть сказки, в которых О. Доказывает, что она не хуже (не менее полезна), чем лошадь и корова (ср., например, амхарскую сказку о споре трёх этих животных), в других подчёркивается недостаточная престижность О. В иерархии мифопоэтических ценностей, иногда отчётливо выражается насмешливо-ироническое отношение к О., нередко обыгрываются «низкие» темы - овечий горох, блеяние и т. П. Вместе с тем О. Выступает как символ спасителя и искупительная жертва (ср. Широко известную в христианском учении и искусстве тему Agnus Dei, «божий агнец»). О. Как мифологизированное животное, которое «перевозит» солнце через восьмой зодиакальный «дом» (Скорпион).

О. Как страж юго-западного и западного направления (там же). О. Как животное тотемного типа (ср. Почитание О. У самосцев или «овечьи» роды у ряда алтайских народов). О. Как животное, принадлежащее божеству (согласно «Ригведе» Х 26, 6, Пушан ткёт О. Одежды и чистит её), и т. П. Зато ритуальная роль О. Бесспорна. Так, образ О. У мирового дерева (в средней его части), у креста, с Иисусом Христом и т. П. Поскольку овцеводство играло большую роль у некоторых древних скотоводческих народов, наблюдается использование продуктов О. В ритуале - её молока, жира, особенно шерсти (причём шерсть и некоторые другие продукты О. Иногда фигурально называются avi, «овца»). Мотив овечьего руна как символа плодородия весьма част в ритуалах, приурочиваемых к образу мирового дерева.

В хеттских ритуальных текстах шерсть также связана с вечнозелёным деревом eia-. Белая овечья шерсть, как и сами О., фигурирует в ивановских праздниках у славян и соответственно - у балтов. В хеттских текстах ритуального характера упоминаются люди в овечьей шкуре (между прочим, и т. Н. «волчьи» люди. Ср. Образ волка в овечьей шкуре). Очень широко используется О. В гаданиях (ср. Способ гадания по лопатке О.), в заговорах-просьбах, в практике предсказания, в магии. У ряда сибирских и центральноазиатских народов О. Выступает как животное - «онгон», приносящее счастье.Велика в ритуале и роль барана. Он постоянно выступает как жертвенное животное в Библии (ср. Исх. 29, 15- 16, 18. Лев. 8, 18, 20-22. 9, 2, 4. 14, 13. 2 Царств 29, 22, 32), которое подвергается закланию и сожжению.

В Египте барана приносили в жертву богу Амону. Заклание трёх баранов рассматривалось как очистительная жертва у ингушей. Не только экономический, но и определённый престижный аспект можно видеть в ритуальных дарениях баранов, принимавших иногда огромные размеры (согласно 4 Царств 3, 4, израильский царь получил от моавитянского царя 100 тысяч овец и 100 тысяч баранов). В обменах баранами, ягнятами, козлами (Иезек. 27, 21), подготавливавших ту ситуацию, когда О. Или баран выступали в качестве единицы обмена. У древних евреев баран иногда выступает как тотемное животное. Особенно многообразно представлен культ барана в Древнем Египте. При ряде храмов содержались священные бараны, освобождённые от хозяйственных работ.

Бараны подлежали закланию в зрелом возрасте. Они бальзамировались и торжественно предавались погребению. Ряд божеств известен в овноголовом виде, ср. Хнум из Верхнего Египта, Херишеф из Гераклеополя и Осириса из Мендеса, слившихся в триединое божество (интересно, что название Мендес одновременно означает и барана. В этом городе к статуе Осириса в виде барана приходили женщины, желавшие потомства, и обнажались перед ней в надежде получить от Осириса плодовитость). В образе барана (иногда крылатого барана) почитался в Фивах и бог солнца Амон. Определённые элементы египетского влияния присутствуют в «овноподобии» Зевса. В греческой мифологической традиции баран был также одним из животных, посвящённых Афродите.

Златорунный баран сбросил с себя в воды пролива Геллу, спасавшуюся вместе с братом Фриксом от злой мачехи Ино. Златорунный баран - стержневой образ мифологического цикла об аргонавтах. Следы барана как тотемного животного в названии аттического рода Криоидов - от др.-греч. Χσιός, «баран» (таково же название мифологизированного созвездия Овна). В барана может превращаться и божество (одна из аватар Агни - баран), и человек (нередки случаи сказочного превращения в барана околдованного или заклятого героя. Ср. Обратный мотив в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес». Больному сознанию Передонова мерещится, что его друг - баран, чарами колдовства превращённый в человека). Из сказочных мотивов, связанных с бараном, лишь немногие сохраняют связь с мифами [ср.

Русские сказки типа - добыча бараном (и козлом) огня, превращение героя в барана]. Большая часть мотивов относится к теме сообщества животных (баран и козёл, баран и кот, баран и птица, 12 баранов и т. П.), к теме барана и волка (причём глупый баран нередко выходит победителем), к комической трактовке образа барана [бараний лоб, баранье упорство (тупость), зажаренный баран и т. Д.]. У ряда алтайских народов один из месяцев (июль) связан с бараном. Образ О. Известен в западноевропейском животном эпосе (круг «Романа о Ренаре»), в его источниках и продолжениях - басня, аполог, фаблио и т. П. Он же часто используется в символике и эмблематике, в искусстве древнего мира и средневековья (нередко как аллегория). В мифологизированном изобразительном искусстве О.

Часто заменяется облаком. Образ барана в этом отношении значительно уступает образу О. Зато, в отличие от О., он появляется уже в верхнепалеолитическом искусстве, где на его долю (каменный баран) приходится приблизительно 7% всех изображений животных. Лит. Соколова 3. П., Культ животных в религиях, М., 1972. Колмачевский Л. Животный эпос на Западе и у славян, Казань, 1882. Gubernatis A. De, Zoological mythology, v. 1-2, L., 1872. Hehn V., Cultivated plants and domesticated animals in their migration from Asia to Europe. Historico-linguistic studies, Amst., 1976. Emblemata. Handbuch zur Sinnbildkunt des XVI. Und XVII. Jahrhunderts. Hrsg. Von A. Henkel und A. Schöne, Stuttg., 1978;Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 2, N.

Y., 1962, p. 1432. Roux J.-P., Faune et flore sacrées dans les sociétés Antiques, P., 1966. Bones J.-P., Des animaux dans la mythologie, Lyon, 1956. Aubert М., La sculpture francaise au Moyen Age, P., 1947.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Овца

домашнее жвачное парнокопытное животное рода баранов (См. Бараны), семейства полорогих. Произошли от диких горных баранов (муфлонов и Архаров), которые были одомашнены более 8 тыс. Лет назад. Эволюция домашних О. Проходила прежде всего в направлении преобразования шёрстного покрова и форм телосложения. Рост О. (высота в холке) 55—100 см, длина тела (от затылка до корня хвоста) 60—110 см. Матки весят 30—100 кг, бараны (так же называют самца домашних О.) 60—180 кг. У баранов большинства пород хор..

Овца

ОВЦА - домашнее парнокопытное жвачное животное семейства полорогих. Произошла от диких горных баранов (муфлонов и архаров). Разводят ради шерсти, мяса, молока, шкур (смушки, овчины). Плодовитость 100-250 ягнят на 100 маток.. ..

Овца

ОВЦА, домашнее парнокопытное животное (семейство> полорогие). Произошла от диких горных баранов (муфлон, архар), одомашненных свыше 8 тыс. Лет назад. Разводят (алтайскую, романовскую, асканийскую и другие породы) ради шерсти (настриг 6 кг), мяса (живая масса> 35-180 кг), молока (50-100 кг в год), шкур (смушки, овчины). Плодовитость> 1-5 ягнят. Живёт 12-15 лет, хозяйственное использование до 6-8 лет.. ..

Овца

(Ovis aries),домашнее животное, жвачное млекопитающее семейства полорогих (Bovidae), к которому относятся также козы и крупный рогатый скот, отряда парнокопытных (Artiodactyla). В более узком смысле "овца" - только самка этого вида, тогда как самцов называют баранами (как род Ovis в целом и все его дикие таксоны), молодняк - ягнятами, а молодых, не бывших в случке самок - ярками. Среди характерных для овец признаков - наличие желез, открывающихся протоками между пальцев, спирально загнутые рога ..

Овца

Отделять овец от козлищ. Книжн. Отделять хорошее от плохого. /em> Из Евангельской притчи. Ф 2, 25.. ..

Овца

-ы́, мн. О́вцы, ове́ц, о́вцам, ж.. ..

Овца

Суягная овца.... ..

Овца

Домашнее парнокопытное жвачное животное семейства полорогих. Произошла от диких горных баранов (муфлонов и архаров). Разводят ради шерсти, мяса, молока, шкур (смушки, овчины). Плодовитость 100-250 ягнят на 100 маток.. ..

Овца

Овцевод, овчар, овчина и пр. См. Овен.. ..

Овца

1. Ж.Самка барана.2. М. И ж. Разг.-сниж.Робкий, безответный человек.. ..

Овца

ОВЦА́ -ы́. Мн. О́вцы, ове́ц, о́вцам. Ж. Домашнее парнокопытное жвачное животное сем. Полорогих, дающее шерсть, мясо, молоко. Самка барана. Тонкорунные овцы. Весенняя, осенняя стрижка овец. Овцы паслись на горных склонах. Пригнали домой стадо овец. Заблудшая о. (о сбившемся с верного пути человеке). // Разг. О робком, безответном человеке. Ты просто настоящая о. Не будь овцой!. ..

Овца

-ы, мн. Овцы, овец, овцам, ж. Жвачное парнокопытное домашнее млекопитающее сем. Полорогих с густой волнистой шерстью. Тонкорунные овцы. Стрижка овец. Заблудшая о. (перен. О сбившемся с правильного пути человеке. Книжн. И ирон.). Не будь овцой (перен. Не будь бессловесным, чересчур покорным. Разг.). И волки сыты и овцы целы (посл. О таком решении, исходе дела, к-рое удовлетворит всех). С паршивой овцы (собаки) хоть шерсти клок (поел. О том, от кого можно получить малое и нельзя рассчитывать на бо..

Овца

Овцы, мн. Овцы, овец, овцам, ж. Самка барана. Паршивая овца все стадо портит. Пословица. Отделить овец от козлищ (см. Козлище). Заблудшая овца (ритор.) - о беспутном, сбившемся с правильного пути человеке (от библейского образа овцы, отбившейся от стада).. ..

Овца

Имеет тот же корень, что и старославянское овен – "баран". Родственно латинскому ovis – "овца".. ..

Овца

Общеслав. Суф. Производное (суф. -ьц-, ср. Дверца) от той же основы, что др.-рус. Овенъ «баран», лат. Ovis, латышск. Avs и др.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Овца

Древнерусское – овьца (овца).. ..

Овца

Овца́ укр. Вiвця́, др.-русск., ст.-слав. Овьца πρόβατον (Супр.), болг. Овца́, сербохорв. О́вца, мн. Овце, словен. Óvса, вин. Оvсо̑, мн. Оvсе̑ (см. Долобко, ZfslPh 3, 131), чеш. Оvсе, слвц. Оvса, польск. Оwса, в.-луж. Wоwса, н.-луж. Wеjса. Праслав. *оvьса из *оvьkā, расширенной и.-е. Основы на -i- с помощью ум. Окончания *-ikā при увеличит. *оvьnъ (см. Ове́н). Ср. Др.-инд. Avikā́ ж. "овца" наряду с áviṣ – то же, avikas м., лит. Avìs, лтш. Avs, греч. Ὄϊς, лат. Ovis, ирл. Ói, д.-в.-н. Оu – то..

Овца

Брокер, работающий на бирже вслепую, без полной информации.. ..

Овца

Неопытный, трусливый игрок, не имеющий своего мнения о перспективах рынка. Как правило, О. Проигрывает. Известна следующая американская поговорка. «Быки и медведи делают деньги, овец стригут, а кабанов режут». См. Также Бык, Волк, Кабан, Медведь.. ..

Овца

(сленг.) - спекулянт, играющий на бирже вслепую, без полной необходимой информации.. ..

Овца

(сленг.) - спекулянт, играющий на бирже вслепую, без полной необходимой информации.. ..

Овца

(сленг.) - спекулянт, играющий на бирже вслепую, без полной необходимой информации.. ..

Овца

Домашнее жвачное парнокопытное животное рода баранов (Ovis) сем. Полорогих. Произошли О. От диких горных баранов (муфлонов и архаров), к-рые были одомашнены более 8 тыс. Лет назад. О. Отличаются большим разнообразием морфологии, признаков и продуктивных качеств. Рост (высота в холке) 55—100 см, дл. Тела 60—110 см. У самцов большинства пород хорошо развитые, спирально изогнутые рога. Матки — безрогие или с небольшими рожками. Морда с прямым, иногда горбоносым профилем. Нижняя часть её [ее] заостр..

Овца

Домашнее парнокопытное жвачное ж-ное сем. Полорогих. Произошла от диких горных баранов (муфлонов и архаров). Разводят ради шерсти, мяса, молока, шкур (смушки, овчины). Плодовитость 100-250 ягнят на 100 маток. ..

Овца

ОВЦА Перевод одно из первых животных, одомашненных человеком. Существует до 150 пород овец, подразделяемых на следующие основные группы. Шерстные (мериносы, цигайские), овчинные или шубные (романовские), мясные (английские), мясосальные (курдючные), мясошерстные (волошская, михневская и другие), молочные (маршевые), смушко-молочные (каракульская, решетиловская и др.) и мясо-шерстно-молочные (кавказские). При вольной случке на одного барана при 4 недельном случном периоде дается 25-30 маток, а ..

Овца

, домашнее жвачное парнокопытное ж-ное рода баранов (Оvis) сем. Полорогих. О. Произошли от диких горных баранов (муфлонов и архаров), одомашненных св. 8 тыс. Лет назад. Разнообразны по морфол. Признакам и продуктивным качествам (см. Породы овец ). Дл. Тела 60—110 см,выс.в холке 55—100 см. У самцов большинства пород хорошо развитые, спирально изогнутые рога. Матки безрогие или с небольшими рогами. Профиль морды прямой, иногда горбоносый. Ниж. Часть ее заострена, губы тонкие, подвижные, резцы пост..

Овца

-известное домашнее животное, очень ценимое на востоке. Овцы составляли в древности главное богатство евреев-кочевников и скотоводов, поэтому труд пастуха хоть и был трудным, считался почетным. Многие великие люди, о которых говорит Священное Писание (Иаков, Моисей, Давид, пророк Амос и др.), были пастухами. Овца проста в содержании, послушна, обладает кротким нравом. Господь уподобил праведников овцам (Мф 25.32-33).. ..

Овца

I. 1) в Палестине издревле разводили курдючных О. (Ovis laticaudatus), о чем свидет-вуют изображения на ассир. Рельефах. Это были О. Белого окраса (Пс 147:5. Ис 1:18), нередко с черной головой и черными конечностями (Быт 30:32). Широкий хвост имел жировую прослойку, нередко весом до 10 кг (Лев 3:9). О. Считалась чистым животным, пригодным для любых жертвоприношений (Лев 12:6-8. 14:10. Чис 15:3). Судя по числу О., назв. В ряде случаев, когда речь идет о выплачиваемой дани (4Цар 3:4), захвач. Доб..

Овца

(Быт.4:2 ). Древние Израильские патриархи были пастырями и занимался преимущественно разведением овец и другого мелкого скота. Стада овец у них были так многочисленны во времена патриархов, что составляли главное их богатство. Вот почему у Евреев уход за овцами считался самым древним и самым почетным занятием (Исх.3:1 , 1Цар.16:11 ). Ревекка, Рахиль и все семь дочерей священника Иофора занимались овцеводством (Исх.3:16 ). Патриарх Иаков пас стада овец Лавана. Моисей пас овец у Иофора, тестя свое..

Овен

См. Баран(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Овидий

Назон(Ovidius Naso). Знаменитый римский поэт, род. В 43 г. До Р. X., в городе Сульмоне. Он посвятил себя поэзии и сначала пользовался расположением имп. Августа, который затем внезапно сослал его в г. Томы, на западном берегу Черного моря (ныне порт Констанца в Румынии). Там он написал многие свои стихотворения и умер в Томах, в 18 г. От Р. X. Главные его произведения, дошедшие до нас. “Метаморфозы”, “Послания с Понта” и множество элегий и любовных стихотворений. Полагают, что причиной его изгна..

Овэйн

Согласно историческим свидетельствам, Овэйн был сыном Уриена. Но хотя считается, что он жил в традиционную артуровскую эпоху (в частности, он, по преданию, нанес в 593 г. Тяжелое поражение бриттам), в мифологии валлийских кельтов Овэйн появляется в легендах Артуровского цикла вместе со своим отцом. Так, согласно легенде, он был сыном Уриена и сестры Артура, Морган Ле Фэй.(Источник. «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. С англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.). ..

Огам

Огам, древнейшая форма кельтского алфавита, часто упоминается в мифологии ирландских кельтов. По легенде, его изобретателем был Огма. На самом деле эта система письма возникла в III-IV вв. Н. Э., хотя есть сведения, что огам использовался уже в I в. До н. Э. Большинство дошедших до нас надписей на огаме сохранилось на камнях, находящихся в различных районах Шотландии и Ульэса. Больше всего таких памятников - в Ирландии. Около трети всех камней с надписями на алфавите Огам сосредоточено в графств..

Овца

1) лицо, не могущее постоять за себя, 2) свидетельница. ..

Овца

Символ кротости, доброты и сельской жизни.. ..

Овца

См. Авэ Мария. ..

Овца

Означает слепое, неразумное следование и беспомощность. В Китае - жизнь в уединении, восьмое животное Двенадцати Земных Ветвей. В христианстве овцы олицетворяют паству Христа, верующих и апостолов.. ..

Дополнительный поиск Овца Овца

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Овца" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Овца, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 4 символа