Огонь

284

Царь Огонь (рус.), одно из имён персонифицированного грома в русской и белорусской сказке. О. (Гром, Перун) - муж царицы Молоньи (рус. Маланьица, белорус. Молоньня и т. П.). Эта супружеская пара преследует Змея (царя Змиулана) и сжигает его стада в той же последовательности, что и в древнем ритуале сожжения разных видов домашних животных в качестве жертвы богу грозы. Возможно, что это специфическое употребление имени О. Непосредственно восходит к общеславянскому мифологическому имени, родственному др,-инд. А гни (ср. Русский заговор. «Огонь, Огонь. Возьми свой огник!» с таким же ведийским, обращённым к Агни, которому приносят в жертву пять видов животных), балтийским (литовским) наименованиям бога огня, производным от этого корня, и лат.

Ignis в выражениях типа ignis Vestae, «огонь Весты».в. И., в. Т.  Мифы о происхождении О. - в числе наиболее распространённых, особенно у отсталых народов, для которых добывание и использование О. - самый наглядный и универсальный признак выделения человека из животного царства. Чаще всего в мифах присутствует мотив похищения О. Некое существо (выполняющее функцию культурного героя) похищает его у другого существа и передает людям.В одном из австралийских мифов (записанном в штате Виктория) говорится, что в давние времена единственным обладателем О. Был зверёк бандикут, который тщательно скрывал его от всех, не расставаясь никогда с тлеющей головешкой. Другие животные держали совет. Как бы отнять у него О. Это взялся сделать голубь, неожиданно бросившийся на бандикута.

Но тот, чтобы помешать похищению, бросил головешку в реку. Сокол подхватил на лету головешку и отбросил на берег. От неё загорелась сухая трава, и люди узнали значение О. Другой рассказ (племя та-та-ти, штат Новый Южный Уэльс). Водяная крыса жила на реке Муррей и в своей большой хижине хранила О., на котором жарила ракушки. Она никому не давала О. Но однажды, когда крыса собирала в реке ракушки, искра О. Взлетела в воздух, и ее подхватил маленький сокол Киридка. Он поджёг ею сухое топливо и сжёг и хижину водяной крысы, и часть леса. Вот почему там теперь голая равнина. Люди же с тех пор научились добывать О. Трением. Третий рассказ (племя Гипсленда). В древности туземцы не знали О., они ели сырую пищу и мёрзли от холода.

А О. Был у двух женщин, которые не любили туземцев и ревниво охраняли своё имущество. Один человек, любивший туземцев, захотел помочь им. Он вошёл в доверие к женщинам, делал вид, что увлёкся ими, кочевал с ними вместе, а однажды, улучив минуту, похитил горящую головешку, спрятал её у себя за спиной и ушёл к туземцам, передав им похищенный О. Туземцы и сейчас считают этого человека своим благодетелем, но теперь это не человек, а маленькая птичка с красной меткой на хвосте - след О.В других мифах налицо мотив прецедента. Кто-то научился добывать О. Трением двух деревяшек, и с тех пор люди это делают. В таком мотиве не было бы ничего мифологического, если бы этот прецедент не приписывался зачастую опять-таки птицам либо тотемическим предкам в птичьем облике.

В некоторых австралийских мифах происхождение О. Связывается с солнцем. Люди отбили от него кусочек и так получили О.В мифах африканских народов в числе других мотивов часто повторяется мотив получения О. От верховного существа - или тайком, или по его доброй воле. В мифах индейцев Северной Америки особенно част мотив похищения. Оно приписывается койоту, лани, бобру, кролику, лисице, мускусной крысе, ворону, дрозду (животные, обычно выступающие в роли культурных героев). Сама техника похищения включает в себя во многих мифах характерную деталь. Похититель отвлекает внимание владельца О. При помощи пляски и пения. В других мифах похищение заменено поисками О. Где-то в отдалённой стране, или добыванием О. С луны, от грома и пр., или получением О.

В виде выкупа за похищенного ребёнка.Во всех мифах о происхождении О. - от Австралии до Америки - главным действующим лицом является какое-нибудь животное (преимущественно птица), и это относится и к похитителю, и к первоначальному владельцу О. Одно и то же животное в одних мифах рисуется как владелец похищаемого О., в других - как похититель. В некоторых мифах вопросом, как добыть О., озабочено не одно, а все животные. Часто действующие лица мифов напоминают типичные образы тотемических предков, выступают как олицетворённые (антропоморфизированные) существа. То, что в подавляющем большинстве мифов люди получают О. От животных или с помощью животных, не случайно. Перед нами - яркий пример характерной черты мифологического мышления.

Выведение теперешней ситуации из ситуации прямо ей противоположной, существовавшей «некогда». Если в реальной действительности обладание О. - один из самых существенных признаков, отличающих человека от животных, то в мифах предполагается, наоборот, что было время, когда О. Владели животные, а люди его не имели.В некоторых мифах, где фигурируют человеческие существа, первоначальное обладание О. Приписано женщинам, мужчины же получили его позже. В этих вариантах мифов об О. Нашли отражение некоторые черты реальной действительности (у всех древних народов хранительница домашнего огня - обычно женщина). В некоторых мифах есть намёки на связь О. С половой функцией женщины.В примитивных мифах о происхождении О. Сам О.

Не олицетворяется. Он изображается как простой, чисто вещественный, бытовой О. (пламя, искры, тлеющая головешка), а олицетворёнными выступают окружающие его персонажи (владелец, похититель, даритель О.). В сложных мифологических системах классовых обществ мифологизируется и олицетворяется обычно сам О., который становится объектом чисто религиозного отношения. Окружающие же его персонажи - это просто люди, поклоняющиеся О. Так, в ведийской мифологии Агни («огонь») - один из великих богов (хотя в «Ригведе» обращение к нему молящегося как к живому существу, богу, ничуть не мешает описанию священного О. Как простого материального пламени). В древнеира некой маздеистской (зороастрийской) религии О. Выступает как сугубо священная стихия, как воплощение божественной справедливости, арты.

Некоторые мифологи связывали с О. Образ Локи в германо-скандинавской мифологии и образ древнеславянского бога Сварожича. Очень характерно олицетворение О. У народов Севера - в виде женского образа «матери О.», «хозяйки очага» и т. П. (у якутов и бурят - в мужском образе «хозяина О.»). Это не вообще О., а каждый раз «свой», домашний, семейный очаг, который нельзя смешивать с О. Чужой семьи. Есть мнение, что именно такую «хозяйку О.» представляли собой известные женские фигурки эпохи верхнего палеолита и более позднего времени, нередко находимые в древних жилищах вблизи очага. Римская мифология олицетворяла неугасимый культовый О. И О. Домашнего очага как богиню Весту, греческая - как Гестию. Но в греческой мифологии было и другое олицетворение О.

- культурного и ремесленного. Бог-кузнец Гефест (в италийской мифологии - Вулкан). В то же время в греческой мифологии вновь оживает глубоко архаичный мотив похищения О. Но здесь этот мотив радикально гуманизирован и окрашен моральной идеей, притом богоборческой. Боги ревниво берегут О. Для себя, не давая его людям, а друг и защитник людей - культурный герой Прометей похищает для них О. С Олимпа. Обучает людей добыванию О. Близкий образу Прометея герой древнего грузинского народного эпоса - Амирани..Теоретическая литература о мифологии О. Бедна. Сторонники старой (19 в.) мифологической школы считали мифы об О. Отражением небесных явлений, полагая, что в них речь идёт не о земном, а именно о небесном О. (молния и пр.).

Правда, по мнению этих авторов (А. Кун и др.), само мифологическое мышление древних вырастало из их образа жизни. Теория мифологической школы в целом не подтверждается фактами. В подавляющем большинстве мифов, особенно ранних, нет смешения земного и небесного О. - последний тоже рисуется вполне реально. Большое количество мифов разных народов об О. Собрал английский учёный Дж. Фрейзер, пришедший к выводу, что в этих мифах как бы воспроизведены три исторические ступени. Когда люди совсем не знали 0„ когда они научились им пользоваться и когда научились его добывать. Олицетворение О. И культ его несомненно вырастали из разных корней. О. Как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями. О. Как очищающая и целительная сила.

О. Как грозная и опасная стихия. Домашний очаг, символ и покровитель семьи.Лит. Токарев С. А., К вопросу о значении женских изображений эпохи палеолита, «Советская археология», 1961, № 2. Frazer J. G., Myths of the origin of fire, L., 1930. Kuhn Ad., Die Herabkunft des Feuers und des Göttertranks. В., 1859.С. А. Токарев.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Огонь

IОго́нь Древнейшие следы применения О. Найдены при раскопках стоянок Синантропов и неандертальцев (См. Неандертальцы). Вначале, видимо, использовали природный О., возникавший от молнии или самопроизвольного возгорания органических остатков. Искусственное добывание О. Относится к гораздо более позднему времени — вероятно, началу верхнего Палеолита. Известно несколько древних способов добывания О. Скобление, сверление и пиление, основанные на трении 2 кусков древесины друг о друга, высекание искр ..

Огонь

ОГОНЬ - в истории культуры первоначально использовался природный огонь (следы применения огня найдены при раскопках стоянок синантропа). С эпохи позднего палеолита добывался трением двух кусков древесины и высеканием искр из кремня, с железного века до изобретения в 19 в. Спичек - при помощи огнива. Многим народам известен культ огня.. ..

Огонь

В древнерусских народных представлениях — одна из четырех главных основ мироздания (наряду с землей, водой и воздухом).Обоготворение огня в языческой Руси проявлялось в поклонении неугасимому огню, который русские язычники разжигали перед своими идолами, и прежде всего Перуном. Огонь тогда называли Сварожичем, т.е. Сыном Сварога. Сыном Сварога считался также родоначальник и покровитель русского народа Дажьбог. По языческим представлениям, через огонь пролегала дорога на небо. В дохристианской Ру..

Огонь

На огне гореть. Пск. Требовать немедленного исполнения (о работе, деле). ПОС 7, 106.. ..

Огонь

• бешеный огонь. ..

Огонь

Искра, пламя (пламень), свет. Жар, пыл.. ..

Огонь

1. Пламя. Свет, от чего-либо горящего. Отблеск. О яркости, цвете, температуре. О характере горения, свечения. Багровый, багряно-фиолетовый, багряный, бесцветный, бледный, блестящий, буйный, быстрый, всепожирающий, вялый, голубой, горячий, дрожащий, жгучий, желтый, зеленый, золотой, искрометный, колючий, красно-коралловый, красный, кровавый, медленный, мерцающий, мигающий, нежно-желтый, неистовый, неровный, неугасимый, оранжевый, ослепительный, палящий, пунцовый, пурпурный, радужный, разноцветные..

Огонь

В истории культуры первоначально использовался природный огонь (следы применения огня найдены при раскопках стоянок синантропа). С эпохи позднего палеолита добывался трением двух кусков древесины и высеканием искр из кремня, с железного века до изобретения в 19 в. Спичек - при помощи огнива. Многим народам известен культ огня.. ..

Огонь

М.1) а) Раскаленные светящиеся газы, выделяющиеся при горении. Пламя.б) Что-л. Горящее, зажженное.2) перен. Разг. Повышенная температура тела. Жар.3) перен. Внутреннее горение, страсть.4) Свет от осветительных приборов или от чего-л. Горящего.5) перен. Боевая стрельба.. ..

Огонь

ОГО́НЬ огня́. М.. ..

Огонь

Огня, м. 1. Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя. Сгореть в огне. Бояться кого-чего-н. Как огня (очень сильно). Бежать как от огня (очень быстро). В о. И в воду пойдёт за кого-н. (готов на всё ради кого-н. Разг.). Гори всё (синим) огнём (пропади всё пропадом. Прост). 2. Свет от осветительных приборов. Огни фонарей. Огни города. Зажечь, включить, погасить, выключить о. 3. Боевая стрельба. Открыть о. Прекращение огня (также об окончании военных действий). Под огнём врага. Шквальный о..

Огонь

Огня, м. 1. Только ед. Раскаленные светящиеся газы, отделяющиеся от горящих предметов. Пламя. Сильный о. Вздуть о. (см. Вздуть). Развести огонь (см. Развести). Разогреть что-н. На огне. То же, как источник пожара. Страхование от огня. 2. Мн. Редко. Освещение, свет осветительных приборов (электричества, лампы, свечи и т.п. Разг.). Я вспомнила праздники, наши, огнями горящую залу, цветы. Некрасов. Зажечь огонь. Погасить огонь. Работать при огне. В окнах виден огонь. 3. Светящийся предмет, светящая..

Огонь

Общеславянское слово индоевропейской природы. В древнеиндийском находим agnis, в латинском – ignis и т. Д.. ..

Огонь

Общеслав. Того же корня, что лат. Ignis, лит. Ugnis и т. Д.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Огонь

Древнерусское – огнь (огонь).. ..

Огонь

Ого́нь род. П. Огня́, укр. Ого́нь, род. П. Огню́, др.-русск. Огнь, ст.-слав. Огнь πῦρ (Зогр., Супр. См. Ван-Вейк, ZfslPh 9, 99. Дильс, Aksl. Gr. 129, 161 и сл.), болг. О́гън, сербохорв. О̀гањ, о̀гња, словен. Ògǝnj, чеш. Оhеň, род. П. Ohně, слвц. Оhеň, польск. Ogień, в.-луж. Woheń, н.-луж. Hogeń. Происходит из *ognis, родственного лит. Ugnìs, род. П. Ugniẽs, вост.-лит. Ùgnis, лтш. Uguns (u- – результат редукции о-, судя по лит. Agnùs "огненный"), др.-инд. Agníṣ м. "огонь", хетт. Agni..

Огонь

Когда в 1992 году Александр Ионов "Леший" стал сочинять песни, он и не мог предположить, во что это всё превратится. Его поэтический стиль складывался под влиянием А. Башлачёва, Р. Не-умоева и Клюева Первоначально "Огонь" существовал как акустический дуэт - "Леший" и А. Замятин, концертная деятельность которых ограничивалась квартирниками для друзей и знакомых По обыкновению выступления сопровождались обильным употреблением спиртного (в основном водки). Всё это звучало как разнузданный и злобный..

Огонь

Процесс горения, сопровождающийся пламенем или свечением.. ..

Огонь

ОГОНЬ, внешнее проявление химической реакции быстрого ОКИСЛЕНИЯ, сопровождающееся пламенем и дымом. Обязательным условием возгорания является наличие некоторого количества воздуха или чистого кислорода. В ходе реакции кислород и другие реагенты расходуются, и для того, чтобы огонь не затухал, требуется постоянно добавлять необходимые компоненты. В природе огонь встречается в виде лесных пожаров, которые возникают либо в результате удара молнии, либо при чрезмерном высыхании леса в жаркую погоду...

Огонь

Самые древние следы использования огня человеком найдены в В. Африке на стоянке Чесованджа. Их возраст 1,3-1,6 млн. Лет. Более широко следы О. Появляются на стоянках ашеля (Чжоукоудянь, Вертеешселлеш, Терра Амата). В конце ашеля и мустье следы О. Встречаются повсеместно. Видимо, в это время человек научился добывать его искусственно. Способы добычи О. Различны. Они известны по этнографическим данным. Все племена, известные в XIX в., умели добывать О., но к добыванию О. Заново почти не прибегали,..

Огонь

- самые древние следы использования огня человеком найдены в В. Африке на стоянке Чесованджа. Их возраст 1,3-1,6 млн. Лет. Более широко следы О. Появляются на стоянках ашеля (Чжоукоудянь, Вертеешселлеш, Терра Амата). В конце ашеля и мустье следы О. Встречаются повсеместно. Видимо, в это время человек научился добывать его искусственно. Способы добычи О. Различны. Они известны по этнографическим данным. Все племена, известные в XIX в., умели добывать О., но к добыванию О. Заново почти не прибегал..

Огонь

- элемент, символизирующий чистый дух. Трансцендентный принцип.. ..

Огонь

(Быт.19:24 , Быт.22:6 , Исх.3:2 ). Обыкновенное свойство и употребление огня хорошо известно. В ·свящ. Писании огонь нередко соединяется с явлениями Божества, как например при Синае. То же самое мы читаем в 17 псалме (·ст. 9) и в песни Аввакума. Господь Иисус Христос при втором пришествии, по слову апостола, явится в пламенеющем огне (·Сол.1:8). Сошествие ·св. Духа в день Пятидесятницы на апостолов было в виде огненных языков. В ветхозаветные времена огонь сходил от Бога и пожирал приготовленную..

Огмиос

В мифологии кельтов Галлии Огмиос выступал в роли аналога Огмы, бога ирландских кельтов. Он часто изображается стариком, несущим дубину и лук. Учитывая это, а также принимая во внимание тот факт, что он иногда предстает весьма и весьма мускулистым мужем, его порой отождествляли со знаменитым Геркулесом, героем классической античности. Он считался богом красноречия и поэзии. Согласно описанию, приведенному греческим писателем Лукианом Самосатским, его обычно сопровождала группа радостных людей, о..

Огненный Змей

В славянской мифологии змеевидный демон, наделённый антропоморфными чертами. Цикл мифов об О. 3. Отразился в сербских эпических песнях, древнерусской повести о Петре и Февронии Муромских, русских былинах и заговорах, а также в преданиях, сохранившихся в древне-славянских традициях. О. 3. Вступает в брак с женщиной (или насилует её), после чего родится существо змеиной породы (см. Также Змей Огненный Волк). Сын О. 3. Вступает в единоборство с отцом и побеждает его. О. 3. - воплощение стихии огня...

Огуз-хан

Огуз-каган, в мифологии огузов герой-прародитель. Образ О.-х. Имеет черты культурного героя. Наиболее древние представления об О.-х. Зафиксированы в уйгурской рукописи 15 в. «Огуз-наме» [содержит карлукско-уйгурскую (13-14 вв.) версию мифа]. В ней говорится, что О.-х. Был зачат матерью от лучей света (известный мифологический мотив чудесного рождения) и уже родился богатырём («Из груди своей матери этот ребёнок вкусил молоко и больше не пил. Мяса сырого, пищи, вина хотел. И заговорил. Через соро..

Огун

В мифологии йоруба бог железа и войны, покровитель воинов, кузнецов, охотников (как и Шанго). О. Порождён Орунганом. Железо и земля (поскольку в ней находят железо) считались посвящёнными О. Его символ - нож (в судах клялись на ноже), если клялись именем О., то обычно притрагивались языком к железному оружию. Обычное жертвоприношение О. - собака, но в особо важных случаях, например перед началом войны, совершали человеческое жертвоприношение. В дагомейской мифологии ему соответствует Гу.е. К.(Ис..

Огонь

Воpующий у сокамеpников и дpугих осужденных. ..

Огонь

Символизирует трансформацию, очищение, дающую жизнь производящую силу Солнца, обновление жизни, оплодотворение, силу, мощь, энергию, невидимую энергию в процессе осуществления, сексуальную силу, защиту, оборону, видимость, разрушение, слияние, страсть, мольбы, перемену одного состояния на другое, либо переход в него, способ передачи сообщений или приношений Небесам. Пламя олицетворяет духовную силу, трансцендентность и озарение, свидетельствует о наличии божества или души, пневмы, вздоха жизни. ..

Дополнительный поиск Огонь Огонь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Огонь" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Огонь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 5 символа