Жертва
I. ЖЕРТВА 1) с древнейших времен Ж. Играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл - от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собств. Ничтожности. По свидет-ву Библии, Ж. Богу приносили Авель, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов (Быт 4:3,4. 8:20. 15:9. 26:25. 31:54. Иов 1:5). Ж. Каина была бескровной (плоды земли), тогда как остальные жертвоприношения были связаны с пролитием крови, поскольку при этом убивали животных. Точно установить назначение названных жертвоприношений сегодня невозможно. Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность Создателю.
2) о значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из егип. Рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа см. Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу Ж., а также порядок их принесения. К важнейшим видам Ж. Относятся. Ж. Всесожжения (Лев 1), хлебное приношение (Лев 2), Ж. Благодарности, или мирная Ж. (Лев 3), а также Ж. За грех (Лев 4:1 - 5:13) и Ж. Повинности (Лев 5:14 - 6:7). Среди этих пяти видов Ж. Только одна была бескровной. Хлебное приношение, к-рое рассматривалось как дополнение к Ж. Всесожжения (Лев 9:16,17). Различные поводы, по к-рым приносились Ж., отчасти видны уже из их названий (напр., Ж. За грех, Ж. Благодарности). См. Также пункт V. II. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЖЕРТВЫ 1) основной Ж. В израил. Богослужении является ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ, или ЖЕРТВА ЗАКЛАНИЯ (Лев 4:1 - 5:13.
Чис 28:15-23. Иер 42:13), к-рую приносили во искупление непреднамер. Проступков (Лев 4:2). Различаются четыре вида таких Ж. Ж. За грех первосвященника (ст. 3-12), Ж. За грех всего общества Израиля (ст. 13-21), Ж. За грех одного из правителей народа (ст. 22-26) и Ж. За грех рядового израильтянина (ст. 27-35). Первосвященник приносил в Ж. Тельца - самое дорогостоящее из жертв. Животных. Тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин - козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей (Лев 5:7-10). Это последнее правило указывает на то, что величина греха перед Богом соответствовала как положению согрешившего в обществе, так и степени его ответственности перед ним.
Грех первосвященника по тяжести соответствовал греху всего общества Израиля, к-рое он представлял пред Господом. То же относилось и к случаю, когда Ж. Приносилась простым израильтянином (Лев 4:27-31). Обряд жертвоприношения за грех во всех случаях состоял из четырёх частей, а именно. а) представление Ж. (ст. 27 и след.). Согл. Лев 1:3, жертв. Животное следовало привести к дверям скинии (см. Скиния). Этим выражалась вера в Бога и потребность получить у Него прощение. Б) возложение руки. Приносивший Ж. Возлагал свою руку на голову животного, перенося тем самым свою вину на него (Лев 4:29. Ср. 16:21). В) заклание (Лев 4:29). Провинившийся сам должен был заколоть животное. Особое значение в обряде придавалось крови. Она должна была стечь из туши животного, после чего ее собирали в специальные сосуды.
За грехом неминуемо следует смерть (см. Иез 18:4. Рим 6:23), поэтому - по милосердному установлению Бога - разрешалось, чтобы вместо грешника умерла Ж., оплатив своей жизнью его грех. Г) помазание кровью. После того как Ж. Была заклана, к своим обязанностям приступал священник. Он макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающую часть алтаря - роги жертвенника всесожжения, если Ж. За грех приносил простой израильтянин (Лев 4:25,30), или роги жертвенника благовонных курений, если речь шла о Ж. Священника (ст. 7) или всего общества (ст. 18). (см. Окропление, окропить см. Чистота, нечистота, чистый, ничистый, очищение.) Если кровь, символизирующая жизнь (Лев 17:11), наносилась на роги жертвенника, то для Бога это служило доказат-вом того, что жизнь принесена в Ж.
И, след., вина оплачена. Д) после принесения в Ж. Крови сжигали тук (жир) животного. Его шкуру, мясо и внутренности следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь. 2) при принесении ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ (Лев 1) идея примирения отступала на второй план. В этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника (ст. 5). Сущность Ж. Всесожжения состояла в том, что за представлением жертв. Животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение Ж. Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал ее. Т.о., Ж. В дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали (ст. 9,13). Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср.
Быт 22:2). Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего Ж. Жертвами всесожжения были, напр., ежедневные жертвы израил. Народа - два однолетних барана, к-рых приносили в качестве утренней и вечерней Ж. (Исх 29:38-42. Чис 28:3-8. Езд 9:4,5. Дан 9:21). 3) ХЛЕБНОЕ ПРИНОШЕНИЕ (Лев 2) состояло из плодов земли. Оно вместе с Ж. Возлияния дополняло собой Ж. Всесожжения (Чис 28:4-6). (При Ж. Возлияния на жертвенник изливалось нек-рое количество вина, соответствовавшее величине хлебной Ж.) Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на Ж.) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось. Хлебное приношение состояло из муки высшего качества (Лев 2:1), белый цвет к-рой символизировал чистоту.
К этой Ж. Добавляли см. Ладан (ст. 1,2. В Синод. Пер. - "ливан"), символизировавший молитву (ср. Пс 140:2. Лк 1:10. Откр 5:8). Молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста (Лев 2:11), к-рое символизирует греховность (ср. 1Кор 5:6-8). Ж. Следовало приносить соленой (Лев 2:13). Соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло (см. Маслина, масло, елей) (Исх 29:40). Те остатки Ж., к-рые не сжигались, предназначались священникам (Лев 2:3). 4) МИРНАЯ ЖЕРТВА (Лев 3:3) приносилась из крупного скота - быков (волов) или коров (ст. 1-5), или из мелкого - овец (ст.
6-11) или коз (ст. 12-16). Обряд протекал так же, как и обряд принесения Ж. Всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, т.е. Лучшее от Ж. (см. Ис 25:6. 55:2). После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время к-рой жертвователь и его родственники ели мясо жертв. Животного (Лев 7:15). Эта совместная трапеза была одноврем. Радостным праздником примирения (ср. Пс 22:5. Лк 15:23) в Доме Божьем (Втор 12:5-7,17,18), символом восстановленного общения с Богом. Среди мирных жертв различали ЖЕРТВУ БЛАГОДАРНОСТИ (Лев 7:12,15. 22:29), ЖЕРТВУ ПО ОБЕТУ и ЖЕРТВУ ПО УСЕРДИЮ (Лев 7:16. 22:21. Чис 15:3). 5) назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ (Лев 5:14 - 6:7. 7:1-10) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно.
Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба (Лев 5:16. 6:5). Обряд приношения Ж. Повинности почти ничем не отличался от обряда Ж. За грех (Лев 7:7), только кровь Ж. Наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны. 6) ср. Также см. Обет см. Корван см. Жертва курения, курение см. Жертва возлияния.III. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯОдин раз в год, в см. День очищения, полагалось приносить наиболее торжественную Ж. За Аарона и его дом (т.е. За священников), за народ и скинию, а позднее за храм (Лев 16). 1) прежде чем Аарон мог принести Ж. За грехи народа, ему (как позднее и всякому первосвященнику) надо было получить очищение от своих собств. Грехов (ст.
11-14). Для этого он закалывал тельца у жертвенника всесожжения, входил в святилище с чашей, наполненной кровью, и кадильницей и возлагал благовонное курение на огонь "пред лицем Господним". Дым и запах благовония символизировали возносившиеся к Богу молитвы о прощении грехов первосвященника. Кровью Аарон кропил крышку (см. Крышка) ковчега завета. Этим он свидет-вовал перед Господом (см. Исх 25:22. Чис 7:89), что жизнь замещающего его жертв. Животного была отдана, т.е. Вина за грехи первосвященника оплачена. 2) для последующей жертвы за очищение народа требовались два козла (Лев 16:5,15,20-28). Одного из них (ст. 15) приносили в жертву за грехи всего народа. Его кровь священник вносил в Святое Святых и окроплял ею крышку ковчега завета, чтобы вновь засвидет-вать пред Богом смерть замещающего народ жертв.
Животного. Затем Аарон, как представитель всего народа, возлагал руки на голову живого козла и исповедовал над ним все беззакония и грехи израильтян. Козла, несущего на себе грехи народа, отводили в пустыню и там отпускали в знак того, что Господь простил грехи и устранил их из места Своего присутствия (см. Азазель). 3) скиния тоже считалась запятнанной, поскольку находилась там, где жил грешный народ. Для нее тоже требовался обряд очищения (ст. 16-19,33. Евр 9:21). Поэтому Аарон окроплял кровью не только крышку ковчега завета, но и землю перед ковчегом, а также Святое Святых и, наконец, жертвенник всесожжения. IV. ПРОРОЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЖЕРТВ 1) по словам ап. Павла, ветхозаветные Ж. Были "образом и тенью" деяния Христа (Евр 8:5).
В качестве такого "образа" они были установлены на время действия ВЗ, "только до времени исправления" (Евр 9:10), т.е. До времени прихода Христа. Предвещавшие жизнь и смерть Иисуса и только в этой связи обретавшие смысл, ветхозаветные Ж. Должны были подготовить народ Израиля к приходу обетованного Мессии (Рим 10:4. Гал 3:24). 2) если бы Ж., к-рые израильтяне приносили сначала в скинии, а потом в храме, не имели этого пророч. Значения, то как следовало бы понимать то обстоят-во, что смерть тельца или другого животного могла искупить вину, к-рую человек возложил на себя своим греховным деянием. Могло ли животное, не имевшее никакого отношения к греховному поступку, замещать см. Человека, созданного по образу и подобию Божьему и ответственного пред Богом.
"Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (Евр 10:4). Т.о., нельзя утверждать, что Бог прощал грехи, взирая на приносимых в Ж. Животных. И во времена ВЗ прощение происходило только ради Иисуса. Когда Бог взирал на жертвенник, Он видел там не смерть овцы, козы или тельца, а прозревал "Агнца Божия" на кресте Голгофы. Он заранее предвидел кровавую Ж. Своего Сына и только на основании этой искупит. Смерти прощал грешнику его вину. Ветхозаветная Ж. Сама по себе была бессильной, она обретала действенность лишь благодаря новозаветной Ж. Иисуса, на к-рую указывала. 3) тем самым грешник в ВЗ получал спасение так же, как и верующий сегодня. Его спасало "обратное действие" крестной смерти Иисуса, прообразом к-рой была ветхозаветная Ж.
В свете искупит. Подвига Иисуса Ж. За грех приобретает след. Значение. а) представление. Я вижу Иисуса Христа как Ж., принесенную за меня, и верой принимаю Его как своего Искупителя. Б) возложение руки. Верой я возлагаю груз своих грехов на моего безвинного Заместителя. Иисус несет мои грехи (Ис 53:6,11,12. Ин 1:29. 1Пет 2:24). В) заклание. Неся наши грехи, Иисус пошел на крест и отдал там Свою жизнь. Он принял смерть, замещая нас, чтобы искупить наши грехи, чтобы Бог, проявляя Свою праведность, мог оправдать того, кто верит в Иисуса (Рим 3:26). Г) помазание кровью. Как первосвященник кровью Ж. Доказывал пред Богом, что искупит. Ж. Мертва, так и Иисус Христос, наш Первосвященник (Евр 6:20. 7:26. 8:1. 9:11), свидет-вует пред лицом Отца о Своей искупит.
Смерти (Евр 9:24. 7:25. Рим 8:34). 4) в соответствии с этим Ж. Всесожжения, означающая полную и неогранич. Преданность Господу, также имеет отношение к подвигу Христа. Ибо только Иисус мог принести такую добровольную Ж. И быть абсолютно послушным Божьей воле. "Вот иду . Исполнить волю Твою, Боже" (Евр 10:7). В Гефсиманском саду Он вознес мольбу. "Отче. О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня. Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк 22:42). Иисус был абсолютно предан делу, порученному Ему Отцом. На это совершенное послушание и указывала Ж. Всесожжения, так же как Ж. За грех указывала на Его смерть на кресте (Ин 19:30). Христиане тоже призваны быть преданными Богу. Павел пишет, что им, как примиренным с Богом, надлежит представить свои тела "в жертву живую".
Это - единств. Благоугодная Богу Ж. (Рим 12:1). 5) в свете подвига, совершенного Иисусом, правильным порядком жертвоприношения будет тот, при к-ром жертва за грех предшествует жертве всесожжения. Ж. За грех свидет-вует нам о прощении наших грехов и о принятии нас Богом, Ж. Всесожжения напоминает о том, что наша новая жизнь, обретенная благодаря примирению с Богом во Христе (2Кор 5:17-21), отныне полностью принадлежит Господу. Это требование становится выполнимым благодаря тому, что Сам Христос живет в нас (Гал 2:20. Кол 1:27). 6) на примере этих двух важнейших ветхозаветных жертвоприношений становится ясно, каким образом они должны были подготовить народ Израиля к явлению Христа, Который, как Агнец Божий, один только мог принести Ж., способную дать людям искупление и спасение (Евр 9:9-14).
Будучи откровением Божьего замысла спасения, ветхозаветные Ж. Имеют непрехо-дящее значение и для христиан. V. ВИДЫ ЖЕРТВ И ПОРЯДОК ИХ ПРИНЕСЕНИЯ А. Регулярные жертвоприношениях, совершавшихся на израил. Богослужениях в течение года.Б. Ж. По особым случаям. 1) добровольная Ж. А) Ж. Всесожжения (Лев 1), к-рой сопутствовали хлебное приношение и Ж. Возлияния (Чис 15:1-12). Телец (т.е. Бык), овен (т.е. Баран), ягненок, горлицы или голуби;б) хлебное приношение (Лев 2). Мука или колосья, елей (т.е. Оливковое масло), ливан (т.е. Ладан), соль. Закваска и мед воспрещаются;в) мирная Ж. (Лев 3. 7:12-14). Быки, телицы (т.е. Коровы), бараны, овцы, козы. Пироги из пресного теста или лепешки с оливковым маслом. 2) Ж. Посвящения. А) Ж., принесенные по случаю посвящения в священство Аарона и его сыновей (Лев 8-9).
В течение 7 дней. По одному теленку в Ж. За грех. По одному барану в Ж. Всесожжения. По одному барану в Ж. Посвящения и по одной корзине опресноков (т.е. Лепешек из неквасного теста). На 8-й день. От священника - теленок в Ж. За грех. Баран в Ж. Всесожжения. Теленок и овца в Ж. Всесожжения. Бык и баран в мирную Ж., а также хлебное приношение с оливковым маслом;б) Ж. Каждого священника в день его помазания (Лев 6:19 и след.). Десятая часть ефы пшеничной муки;в) Ж. Посвящения левитов (Чис 8:5-22). Теленок - в Ж. За грех. Теленок - в Ж. Всесожжения вместе с хлебным приношением;г) Ж. Начальника каждого из израил. Колен по случаю освящения скинии (Чис 7). Одно серебряное блюдо (весом 130 сиклей) и одна серебряная чаша (весом 70 сиклей), наполненные пшеничной мукой, смешанной с оливковым маслом.
Одна золотая кадильница (весом 10 сиклей), наполненная курением. Один теленок, один баран, один ягненок в Ж. Всесожжения. Один козел в Ж. За грех. Два теленка, пять баранов, пять козлов, пять ягнят в Ж. Мирную. 3) см. Первородство, первородный;4) Ж. За грехи, совершенные по неведению или по ошибке. А) Ж. За грех (Лев 4:1 - 5:13. Чис 15:24-28). Первосвященник - одного теленка. Народ - одного теленка в Ж. Всесожжения (вместе с хлебным приношением и возлиянием) и одного козла в Ж. За грех. Начальник - одного козла. Рядовой израильтянин - одну козу или одну овцу. Бедняк - двух горлиц или двух голубей или одну десятую часть ефы пшеничной муки;б) в Ж. Повинности (Лев 5:14 - 6:7). Одного барана стоимостью "серебряными сиклями по сиклю священному".
5) Ж. Очищения. А) за телесную нечистоту (Лев 15:14,15,29,30). Две горлицы или два голубя в Ж. За грех и в Ж. Всесожжения;б) за роженицу (Лев 12). Молодого голубя или горлицу в Ж. За грех. Ягненка в Ж. Всесожжения. Для бедных - двух голубей или двух горлиц в Ж. За грех и в Ж. Всесожжения;в) за очищение от проказы (Лев 14:1-32). В первый день. Две чистых птицы. Кедровую древесину. Червленую (т.е. Красную) нить. Иссоп. В восьмой день. Одного барашка и один лог оливкового масла (11/36 л) в Ж. Повинности. Одну овцу в Ж. За грех. Одного барашка в Ж. Всесожжения. Три десятых части ефы пшеничной муки с оливковым маслом как хлебное приношение. Для бедных - ягненка и один лог оливкового масла в Ж. Повинности. Двух горлиц или двух голубей в Ж. За грех и в Ж. Всесожжения.
Одну десятую часть ефы пшеничной муки с оливковым маслом как хлебное приношение;г) за очищение дома от "язв проказы" (Лев 14:48-53). То же, что для прокаженного в первый день;д) для приготовления очистительной (см. Вода, III, 2) воды (Чис 19). Одну рыжую корову. Кедровую древесину. Иссоп. Червленую шерсть;е) за убитого (если убийца неизвестен) (Втор 21:1-9). Одну телку. 6) Ж., приносимые назореями (см. Назорей, Назарянин) (Чис 6). А) если обет назорейства прерван. Ягненка в Ж. Повинности. Двух голубей или горлиц в Ж. За грех и в Ж. Всесожжения;б) по окончании обета. Одну овцу в Ж. За грех. Одного барана в Ж. Всесожжения (с хлебным приношением и Ж. Возлияния). Барана в мирную Ж. И корзину пресных хлебов и пресных лепешек, помазанных оливковым маслом.
7) приношение ревнования или воспоминания (Чис 5:11-31. См. Брак, IV,2). Десятую часть ефы ячменной муки без оливкового масла и ладана;8) Ж. При исчислении израил. Народа (Исх 30:12-15). Половину сикля за каждого исчисляемого..
Дополнительный поиск Жертва
На нашем сайте Вы найдете значение "Жертва" в словаре Библейская энциклопедия Брокгауза, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жертва, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 6 символа