Жертва

182

Умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или из царства животных. Этимологически это слово происходит от глагола жрети, жрать, пожирать (отсюда жрец, см.) — как вследствие представления о том, что приносимое в Ж. Потребляется божеством, так и вследствие того, что Ж., по освящении ее, потреблялась самими приносящими. Идея Ж. Проникает собой все религии, как древнего, так и нового мира, но формы ее разнообразны до бесконечности. В наиболее чистом виде Ж. Представляется в Библии, где она выступает уже в первобытные времена как символ отношений между Богом и человеком. Чувствуя свое ничтожество и свою полную зависимость от Высшего существа, человек старается умилостивить его в случае бедствия или возблагодарить в случае успеха и благоденствия, равно как и просто выразить чувства своей преданности ему, и вследствие этого приносит ему Ж., т.

Е. Жертвует от своего достатка что-нибудь такое, что дорого и приятно ему самому, в предположении, что то же самое будет приятно и божеству. Первые следы Ж. В Ветхом Завете мы видим уже на первых страницах Библии. Сыновья прародителей приносили в Ж. Богу — один от плодов земных (Каин), а другой от стад своих (Авель). После потопа обычай жертвоприношений является уже вполне выработавшимся. Патриархи приносят Ж. При всяком выдающемся случае в своей жизни. Но только при Моисее вполне выработана была подробная обрядовая регламентация жертвоприношений. Правила о них изложены в книге Левит. Они разделялись на пять родов. 1) Ж. Всесожжения (см. Всесожжение). 2) Ж. О грехе, 3) Ж. Повинности — за невольные и вольные прегрешения. 4) Ж. Мира — в выражение благодарности Богу и 5) Ж.

Бескровная — состоявшая из приношения не животных, а муки, масла, вина и ладана. Как первые четыре рода Ж. Означали принесение Богу жизни, так этот последний род означал принесение Ему плодов земли. При необычайных событиях Ж. Иногда приносились в огромном количестве. Так, Соломон по случаю освящения храма принес в Ж. 22 тыс. Волов и 120 тыс. Овец. Отличительной особенностью библейских Ж. Было то, что в них весьма сложная обрядность не закрывала основной идеи этого установления, получавшей все большее развитие. Во времена пророков прямо уже ставился вопрос о замене символа самой сущностью дела. Вместо того чтобы приносить в Ж. Животных или плоды земные, требовалось приносить Богу сердце чистое, по принципу, что правда и милость — выше и благоугоднее Богу, чем кровь и жир баранов и козлов ("Милости хочу, а не жертвы" — господствующий тон пророческих воззрений на этот предмет).

В высшем своем значении ветхозаветные Ж. Были символом великой Ж. Богочеловека, принесенной им во искупление человечества от первородного греха.В языческих религиях самая идея Ж. Подверглась грубому искажению. Чувственность здесь всегда господствует над идеей, а в некоторых культах Ж. Получает кровожадный характер, переходя в полный каннибализм. Так, в семитическом культе Ваала и Астарты этим божествам приносилась в Ж. Девическая честь, и у капищ их существовали особые штаты "священных блудниц и блудников" (часто с омерзением упоминаемые в Библии кедешимы и кедошоты). Кровожадность находила себе высшее выражение в человеческих жертвоприношениях, бывших в обычае у многих народов древности, не исключая и классических (в первобытные времена их истории).

Хотя с течением времени они и отменялись, но существование их ясно засвидетельствовано памятниками. Например, на ассиро-вавилонских памятниках часто можно видеть изображение приношения людей в Ж., во всей обстановке религиозного ритуала. Чаще всего родители приносили в жертву своих детей, господа — рабов, победители — побежденных. Таких безнравственных и каннибальских жертвоприношений совершенно чужда ветхозаветная религия. Новейший критицизм, впрочем, готов усматривать следы их и в Библии, в подтверждение чего ссылается особенно на факт жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака и на историю дочери Иеффая. Но приводимые факты нисколько не подтверждают этой мысли. Видеть в жертвоприношении Исаака доказательство существования человеческих жертвоприношений и у евреев, значит упускать из виду значение этого факта, как испытания твердости веры Авраама.

Более правдоподобия, по-видимому, имеет ссылка на Иеффая, принесшего в Ж. Свою дочь. Но и эта история излагается в Библии (Суд., XI, 30-40) с такой таинственной неопределенностью, что факт жертвоприношения в ней может подлежать различным толкованиям, и большинство новейших исследователей склоняется к объяснению, что дочь Иеффая была просто посвящена Богу на служение при Скинии. Во всяком случае Моисеев закон ясно запрещает человеческие жертвоприношения (см. Лев., XVIII, 21. XX, 2-5. Второзак., XII, 31. XVIII, 10), как "мерзость" перед Господом.Ср. Bähr, "Symbolik d. Mos. Cultus". Mövers, "Opferwesen der Karthager". Hartung, "Religion der Römer". Sykes, "Versuch über die Natur, Absicht u. D. Ursprung der Opfer" (1778).А. Л..

Значения в других словарях
Жером, Жан-Леон

I(Gérôme) — один из отличнейших современных живописцев Франции, прославившийся картинами весьма разнообразного содержания, преимущественно же изображающими быт античного мира и Востока. Сын золотых дел мастера, он родился в Везуле (департамент Верхней Соны), 11 мая 1824 г. Начальное художественное образование получил в этом городе и, явившись в 1841 г. В Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе с которым, в 1844 г., отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натур..

Жеротина

(Карл Žerotina, 1564-1636) — чешский филантроп и патриот. Много путешествовал, некоторое время пробыл при дворе Генриха IV. Вернувшись на родину, посвятил себя служению интересам чешской народной партии. После Белогорской битвы распродал свои имения и оставил родину. Из его литературных трудов напечатаны. Часть "Listów lacinskich" (1781) и некоторые "Listy cze kie" (в "Slowesnosti" Юнгмана, 1820 и 1844, также в "Czasopisie Musejnim", 1831-36). "Apologie" (в "Czasopisie", 1834). "Sniem drzany 161..

Жертва бескровная

Одно из названий, в православной Церкви, таинства евхаристия. Учением о евхаристии, как жертве, отличается православная церковь от протестантов. Эти последние учат, что жертва за весь мир принесена однажды навсегда самим И. Христом, в его крестной смерти, после чего уже никакая новая жертва за мир не нужна и неуместна. По учению православия, однажды и навсегда принесенная за род человеческий И. Христом жертва не исключает многократного и необходимого приношения жертвы евхаристийной, которая сост..

Жертвенник в православном храме

— стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия (см). Ж. Четырехугольной формы, как и престол, и облачен в такие же, как на престоле, одежды. Помещается он в алтаре всегда на левой стороне, а иногда в особо отделенной части алтаря (с левой же стороны), называемой диаконником. На нем хранятся священные сосуды до их употребления на литургии. Н. Б. . ..

Жертва

Жертва аборта. Прост. Груб. О ничтожном, неполноценном человеке. Вахитов 2003, 54. Максимов, 130. Арбатский, 127. /em> Слова Остапа Бендера из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928 г.). Дядечко 2, 62.. ..

Жертва

• большая жертва. ..

Жертва

См. Благодеяние, дар, клиент, расход. ..

Жертва

Бесплодная, бесполезная, бесславная, бесценная, великая, искупительная, кровавая, мученическая, напрасная, невинная, неизбежная, неисчислимые (.кн.), ненужная, неоправданная, несчастная, огромная, очистительная, праведная, пустая, роковая, святая, священная, славная, тщетная.. ..

Жертва

(иноск.) - пострадавший от чьих-либо влияний или других причинСр. Все мы жертвы обстоятельств.Грановский. Переписка.Ср. Кажется, в конце концов у тебя будет масса жертв, падших от твоей красоты. При словах "масса жертв " ей невольно пришел в голову (безнадежно любивший ее) несчастный Ихарев, действительная, а не призрачная жертва...А.А. Соколов. Тайна. 20.Ср. Я жертва клеветы и мстительных невежд.А.С. Пушкин. Кавказский пленник.. ..

Жертва

Ж. Пожираемое, уничтожаемое, гибнущее. Что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. | Приношенье от усердия божеству. Животных, плодов или иного чего, обычно с сожиганием. | отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу. Самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь. | Пострадавший от чего-либо есть жертва причин этих. Один бывает невинною жертвою злонамеренности, другой же необузданности своей. Приносить жертву долгу, отечеству, признательности. Отдать или предать что, кого на ж..

Жертва

Ж.1) Предмет или живое существо, обычно убиваемое, которое приносится в дар божеству.2) То же, что. Жертвоприношение (1).3) устар. Дар, пожертвование на что-л.4) Добровольный отказ, отречение в пользу кого-л., чего-л. Самопожертвование.5) Тот, кто подвергся чьему-л. Насилию, злому умыслу, пострадал от кого-л., чего-л.6) Тот, кто пострадал или погиб от какого-л. Несчастья, неудачи.7) Тот, кто пострадал или погиб во имя чего-л., вследствие преданности чему-л.. ..

Жертва

ЖЕ́РТВА -ы. Ж.. ..

Жертва

-ы, ж. 1. В древних религиях. Приносимый в дар божеству предмет или живое существо (убиваемое), а также приношение этого дара (жертвоприношение). Ж. Богам. 2. Добровольный отказ от кого-чего-н. В чью-н. Пользу, самопожертвование (высок.). Принести себя в жертву семье. 3. Кого-чего. О ком-н. Страдающем от насилия, несчастья, неудачи. Жертвы кораблекрушения. Тигр набросился на свою жертву. Пожар с человеческими жертвами. Пасть жертвой в борьбе. 4. То же, что пожертвование (стар.). II прил. Жертвен..

Жертва

Жертвы, ж. (книжн.). 1. В древних религиях - приносимые в Дар божеству предмет или живое существо (умерщвляемое при этом). Приносить жертву. Принести кого-что-н. В жертву. Человеческие жертвы. || То же, что жертвоприношение. Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон. Пушкин. 2. Дар, пожертвование на что-н. (устар.). Начал подавать им и наш народ, жертвы стекались в определенные места, в редакции журналов. Достоевский. 3. Добровольный отказ, отречение в пользу кого-чего-н., самопожертвован..

Жертва

Заимствование из старославянского, где было образовано от жръти – "приносить в жертву". Восходит к той основе, что и греческое geras – "почетный дар". Ведь жертва является не чем иным, как подношением, даром божеству. См. Также .. ..

Жертва

Заимств. Из ст.-сл. Яз., где жрьтва — суф. Производное (ср. Молитва, битва) от жьрти «приносить в жертву, жертвовать», родственного лит. Gìrti «благодарить», лат. Grates «благодарность», авест. Gar- «благодарение, плата». Исходно жертва — «благодарение», затем — «дар в благодарность за что-л.».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Жертва

Древнерусское – жьртва.. ..

Жертва

Же́ртва ввиду наличия е (вместо ё) заимств. Из цслав. Ср. Ст.-слав. Жрьтва θυσία, σπονδή (Супр., Клоц.), от жьрѫ "творю жертву", жьрьць "жрец, священник". Родственно лит. Giriù, gìrti "хвалить", gẽras "хороший", др.-прусск. Girtwei "хвалить", др.-инд. Gr̥ṇā́ti "воспевает, превозносит, восхваляет", gī́r ж. "хвала, награда", авест. Āɣairyāt̃ "превозносится", gar ж. "хвала. Награда, хвалебная песнь", лат. Grātus "желанный, приятный, благодарный". См. Фик, GGA, 1881, стр. 1425. Траутман, BSW 88..

Жертва

А. Пострадавший, погибший в результате несчастного случая, стихийного бедствия, преступных действий и т.п. Б. Добровольный или вынужденный отказ от имущества, прав, привилегий ради достижения поставленных целей или получения выгод в будущем.. ..

Жертва

В теории права - физическое или юридическое лицо, которому уголовно наказуемым деянием был непосредственно или косвенно причинен материальный или нематериальный ущерб. См. Тж. Потерпевший. Виктимология.. ..

Жертва

- в теории права - физическое или юридическое лицо, которому уголовно наказуемым деянием был непосредственно или косвенно причинен материальный или нематериальный ущерб. (см. ПОТЕРПЕВШИЙ), (см. ВИКТИМОЛОГИЯ).. ..

Жертва

- в теории права - физическое или юридическое лицо, которому уголовно наказуемым деянием был непосредственно или косвенно причинен материальный или нематериальный ущерб. См. Т.ж. ПОТЕРПЕВШИЙ. ВИКТИМОЛОГИЯ.. ..

Жертва

(Sacrifice. Opfern, das Opfer) - в психологическом смысле - необходимость отказаться от мира детства. На это часто указывает регрессия энергии."Проблема пожертвования инфантильными стремлениями <...>. Является прежде всего проблемой индивидуальной. Но, обратив внимание на форму ее, мы замечаем, что тут дело идет о чем-то, что должно составлять проблему всего человечества. Ибо все символы. Змея, убивающая коня, и герой, добровольно жертвующий жизнью, - суть древнейшие образы выливающихс..

Жертва

(Sacrifice. Opfern, das Opfer) — в психологическом смысле — необходимость отказаться от мира детства. На это часто указывает регрессия энергии. «Проблема пожертвования инфантильными стремлениями является прежде всего пробле. ..

Жертва

— евр. Курба. Жертва, т. Е. Дар — общее название всевозможных даров, которые поклоняющийся приносит Богу. Это слово буквально соответствует еврейскому слову «корван» — «предназначенное в дар» ( Map. 7:11), которым обозначаются всевозможные дары. Так названы жертвы в Исх. 28:38, кровные и бескровные (Лев. 1-2. 2:1. 4:23. Чис. 5:15. Лев. 6:20, Чис. 6:14,21. 7. 10 и дал.). Если бы человек не впал в грех, то вся его жизнь была бы непрерывным личным самопожертвованием и все внешнее входило бы в это п..

Жертва

I. ЖЕРТВА 1) с древнейших времен Ж. Играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл - от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собств. Ничтожности. По свидет-ву Библии, Ж. Богу приносили Авель, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов (Быт 4:3,4. 8:20. 15:9. 26:25. 31:54. Иов 1:5). Ж. Каина была бескровной (плоды земли), тогда как оста..

Жертва

Путер в руках чайника. ..

Жертва

Восстановление изначального единства, воссоединение всего, что разбросано в мире явлений. Поскольку всякое творение подразумевает жертву, она представляет собой жизнь-смерть, цикл перевоплощений. Жертва отождествляется с творением, а человек - с одним из аспектов космоса. Кроме того, она означает подчинение себя божественному руководству через примирение, предоставление своего я на волю Бога, искупление. Каждое место жертвоприношения - это центр мира. Жертвоприношение человека - это искупление б..

Дополнительный поиск Жертва Жертва

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жертва" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жертва, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 6 символа