Жертва

139

— евр. Курба. Жертва, т. Е. Дар — общее название всевозможных даров, которые поклоняющийся приносит Богу. Это слово буквально соответствует еврейскому слову «корван» — «предназначенное в дар» ( Map. 7:11), которым обозначаются всевозможные дары. Так названы жертвы в Исх. 28:38, кровные и бескровные (Лев. 1-2. 2:1. 4:23. Чис. 5:15. Лев. 6:20, Чис. 6:14,21. 7. 10 и дал.). Если бы человек не впал в грех, то вся его жизнь была бы непрерывным личным самопожертвованием и все внешнее входило бы в это пожертвование, как часть целого. Но когда грех порвал связь между Богом и человеком и прежнее общение с Богом у человека заменилось отчужденностью, соединенною со страхом, то он почувствовал потребность отделять от своего имущества самое лучшее для приношения Божеству, чтобы, таким образом, вновь получить доступ к оскорбленному его грехом Величию, или чтобы этим выразить Ему свою благодарность за полученную помощь.

Поэтому жертвы стали приноситься немедленно после изгнания из рая. Вспомним Каина и Авеля. Ной принес жертву всесожжения Иегове после спасения от вод потопа. Патриархи строили жертвенники и приносили жертвы заклания, призывая имя Господа (Быт. 12:7. 13:4. 26:25 и т.д.), так что жертва, сопровождаемая молитвою, сама была, как бы «воплощенной молитвой». Когда человек хотел приблизиться к Богу с молитвою или благодарением, он чувствовал, что ему следовало прийти не с пустыми руками. Языческое богослужение, как в древние времена, так и теперь, свидетельствует, как глубоко заложено в человеке это чувство. Со всех жертвенников языческих храмов, со всех священных рек, поглотивших так много тысяч жизней, через века к нам доносится жалобный вопль.

«С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом Небесным. Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними. Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчетными потоками елея. Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?» (Мих. 6:6,7) На этот вопль языческого мира Бог ответил устройством среди Израиля жертвенного служения с обещанием примирения, которое возвращает грешнику общение с Богом. Естественное чувство, не допускавшее человека приближаться к Богу с пустыми руками, было правильно, что Бог подтвердил Сам. И пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками» (Исх. 23:15. Втор. 16:16). Он не оставил Израиля в неведении о характере жертв и формах жертвоприношения.

Кроме того, Бог дал ему уверенность в том, что встретит его при жертвеннике с Своей благодатью. Итак, жертва, которая у язычников являлась выражением страха, у Израиля была средством получения благодати. И, смотря по различным потребностям, как общества, так и отдельных личностей, в законе о жертвах (Лев.) было дано указание относительно различных жертв. Для очищения от греха, примирения с Богом, или выражения преданности Ему в служении, хвалы и благодарности и т.д. Смотря по цели и назначению жертвы, по закону Моисееву,, можно разделить их на четыре главных рода. I ) жертвы очищения в действительном значении этого слова, которые разделяются на жертву за грех и жертву повинности, 2) жертвы всесожжения, 3) мирные жертвы, которые делились на жертвы хваления, обетования и добровольные, 4) хлебные и возлияние.

Первая из перечисленных жертв имела целью поставить человека под покров благодати, для его примирения с Богом. Три следующие рода жертв приносились уже примирившимся. В тех случаях, когда приносилось одновременно несколько жертв, первыми приносились жертвы за грех и повинности или только одна из них, а затем уже жертвы всесожжения и мирная жертва. Хлебная жертва и жертва возлияния приносились, большею частью, совместно с другими, а также и самостоятельно. Жертвы были или кровавые, т. Е. Жертвы заклания, или бескровные, состоявшие из хлеба, вина и елея. Некоторые из жертв были точно определены, например, ежедневные, в известные праздники, очищения и освящения. Другие же были добровольные и приносились или всем обществом, или отдельными лицами по различным причинам.

В жертву приносили животных из крупного и мелкого рогатого скота. Волов, коров, овец и коз. Из птиц — горлиц и молодых голубей. Мелкий скот должен был быть не моложе 8 дней, а крупный не старше трех лет (Исх. 22.30, 29:38. Лев. 9:3. 22:27). Животные должны были быть без телесных недостатков, повреждений, уродливостей и т.д. (Лев. 22:20 и дал.). Жертвами из растений были колосья, мука, пресные хлебы, оливковое масло, курения, соль и вино (Лев. 2:1 и дал.). Мед и закваска не допускались для жертвоприношения (Лев. 2:11). Вообще израильтяне должны были приносить в жертву только то, что служило человеку пищею и что имело ценность, а не такие продукты или плоды, которые легко были доступны или приобретаемы — например, рыба, плоды диких растений или пойманная дичь, — все это нельзя было приносить в жертву, а только то, что требовало от человека прилежания и труда.

Человек должен был лучшие плоды своих трудов давать Богу, чтобы жертва представляла достойную пищу Ему. Жертва и называется хлебом Божиим (Лев. 21:6 и дал. Чис. 28:2). Конечно, это нельзя понимать так, что Богу нужна материальная пища. «Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49:12). Он благоволит к душе, самопожертвование которой проявилось в ее даре — ибо для того, чтобы спасать души и вернуть их из плена греха к Себе, Он и дал все эти жертвы, которые уже в завете закона возвещали Евангелие Это значение жертвы, как средства благодати к воссоединению человека с Богом, особенно проявляется в жертвах заклания. Животное приводилось к скинии или храму и жертвующий возлагал руки на его голову, — после чего животное закалывали, и кровь его, собранная священником в сосуд, приносилась пред Господом и ею кропился жертвенник или завеса, или крышка ковчега.

Если жертвою был голубь, то его кровь выпускалась на стену жертвенника (см. Лев. 1:4,15. 3:8. 4:4 и дал). Это пролитие крови и кропление ею было именно то в жертвоприношении, чем достигалось примирение. Ибо кровь считалась носительницей жизни и потому ее именно следовало приносить Богу. Язычество хотело приносить Богу человеческие жертвы, но Бог назначил израильскому народу кровь жертвенного животного, как средство примирения (Лев. 17:11). Однако, это все же не было в полной мере примирением. Жизнь самых лучших животных не могла равняться с жизнью человека. К тому же «человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс. 48:8). «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожила грех» (Евр. 10:4). Все жертвы искупления в Ветхом Завете указывали на грядущую совершенную жертву, которую Иисус Христос должен был однажды принести.

Срав. «очищение», «примирение». Хотя идея о приношении не выявляется так ясно в прочих жертвоприношениях, как в двух первых, — однако и в них можно уловить указание на то и напоминание о том, что все вообще приносимые жертвы благоугодны Богу только ради крови «примиряющей». Ежедневные жертвы также должны были свидетельствовать о примирении. По закону, ничего не очищалось без крови, ибо «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22) Все жертвенное служение было прообразом Евангелия, пронизывавшим всю жизнь общества того времени, почему и видят в отдельных действиях и обрядах при жертвоприношении Евангельские прообразы. Жертвы позволялось приносить только пред жилищем Господним (Лев 17:3 и дал.), что говорило о единстве Существа Иеговы, Его Едином имени (Втор 12:2.

Зах. 14:9) и, кроме того, являлось средством для объединения всего народа (Несмотря на это, было возможно приносить жертвы и в других местах вне храма, что видно из некоторых мест Библии. См примечание к слову «Священник»). В крови приносилась Богу жизнь души, кропление кровью символизировало искупление, омытие греха и помилование грешника. Огонь на жертвеннике символизировал Бога, как живую силу, Который не терпит ничего нечистого в Своем присутствии Сгоравшая в огне жертва — символизировала полное предание Богу души, которая переходит от смерти в жизнь При жертвоприношении плодов не должно было быть меда и закваски. Первый не подходил к святости и чистоте жертвы, последняя обозначала, что все нечистое и плотское не устоит перед Богом.

Елей при хлебных жертвах, понимают, как символ Святого Духа или смягчающего и оживляющего милосердия Божьего. Курение обозначает молитвы праведников (Отк. 5:8), соль — твердый союз благодати с Иеговою и ее сохраняющие свойства ( Map. 9:49 и дал. Чис. 18:19). Евреям часто напоминалось о том, что одно внешнее соблюдение жертвенных обрядов не давало мира с Богом. Пророки, наоборот, нередко заявляют обратное, что все жертвы суть мерзость перед Богом, если они не являются выражением сердечного стремления к Богу и добру (Прит. 21:27. Иер. 6:20. Ам. 5:22, Мих. 6:6 и дал. Ос. 6:6. Мат. 9:13). «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов» (1 Цар. 15:22). Давид уже знал, что «жертва Богу дух сокрушенный. (Срав. Пс. 49), сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.

50:19). Благодарность, послушание и самопожертвование, которые все дети Божий в Новом Завете должны воздавать своему Небесному Отцу, символизируются часто картинами из жертвенного богослужения. Христианам следует поэтому приносить Господу, не жертву за грех и вину, ибо таковую они навеки имеют во Христе, а лишь жертвы всесожжения, хваления, хлебные жертвы и курение (Срав. Пс. 5021. 1 Пет. 2:5. Мал. 1:11. Рим 12:1. Фил. 2:17. 4:18. Евр. 13. 15 и дал.)..

Значения в других словарях
Жертва

Умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или из царства животных. Этимологически это слово происходит от глагола жрети, жрать, пожирать (отсюда жрец, см.) — как вследствие представления о том, что приносимое в Ж. Потребляется божеством, так и вследствие того, что Ж., по освящении ее, потреблялась самими приносящими. Идея Ж. Проникает собой все религии, как древнего, так и нового мира, но формы ее разнообразны до бесконечности. В наиболее чистом виде Ж. Представляет..

Жертва

Жертва аборта. Прост. Груб. О ничтожном, неполноценном человеке. Вахитов 2003, 54. Максимов, 130. Арбатский, 127. /em> Слова Остапа Бендера из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928 г.). Дядечко 2, 62.. ..

Жертва

• большая жертва. ..

Жертва

См. Благодеяние, дар, клиент, расход. ..

Жертва

Бесплодная, бесполезная, бесславная, бесценная, великая, искупительная, кровавая, мученическая, напрасная, невинная, неизбежная, неисчислимые (.кн.), ненужная, неоправданная, несчастная, огромная, очистительная, праведная, пустая, роковая, святая, священная, славная, тщетная.. ..

Жертва

(иноск.) - пострадавший от чьих-либо влияний или других причинСр. Все мы жертвы обстоятельств.Грановский. Переписка.Ср. Кажется, в конце концов у тебя будет масса жертв, падших от твоей красоты. При словах "масса жертв " ей невольно пришел в голову (безнадежно любивший ее) несчастный Ихарев, действительная, а не призрачная жертва...А.А. Соколов. Тайна. 20.Ср. Я жертва клеветы и мстительных невежд.А.С. Пушкин. Кавказский пленник.. ..

Жертва

Ж. Пожираемое, уничтожаемое, гибнущее. Что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. | Приношенье от усердия божеству. Животных, плодов или иного чего, обычно с сожиганием. | отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу. Самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь. | Пострадавший от чего-либо есть жертва причин этих. Один бывает невинною жертвою злонамеренности, другой же необузданности своей. Приносить жертву долгу, отечеству, признательности. Отдать или предать что, кого на ж..

Жертва

Ж.1) Предмет или живое существо, обычно убиваемое, которое приносится в дар божеству.2) То же, что. Жертвоприношение (1).3) устар. Дар, пожертвование на что-л.4) Добровольный отказ, отречение в пользу кого-л., чего-л. Самопожертвование.5) Тот, кто подвергся чьему-л. Насилию, злому умыслу, пострадал от кого-л., чего-л.6) Тот, кто пострадал или погиб от какого-л. Несчастья, неудачи.7) Тот, кто пострадал или погиб во имя чего-л., вследствие преданности чему-л.. ..

Жертва

ЖЕ́РТВА -ы. Ж.. ..

Жертва

-ы, ж. 1. В древних религиях. Приносимый в дар божеству предмет или живое существо (убиваемое), а также приношение этого дара (жертвоприношение). Ж. Богам. 2. Добровольный отказ от кого-чего-н. В чью-н. Пользу, самопожертвование (высок.). Принести себя в жертву семье. 3. Кого-чего. О ком-н. Страдающем от насилия, несчастья, неудачи. Жертвы кораблекрушения. Тигр набросился на свою жертву. Пожар с человеческими жертвами. Пасть жертвой в борьбе. 4. То же, что пожертвование (стар.). II прил. Жертвен..

Жертва

Жертвы, ж. (книжн.). 1. В древних религиях - приносимые в Дар божеству предмет или живое существо (умерщвляемое при этом). Приносить жертву. Принести кого-что-н. В жертву. Человеческие жертвы. || То же, что жертвоприношение. Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон. Пушкин. 2. Дар, пожертвование на что-н. (устар.). Начал подавать им и наш народ, жертвы стекались в определенные места, в редакции журналов. Достоевский. 3. Добровольный отказ, отречение в пользу кого-чего-н., самопожертвован..

Жертва

Заимствование из старославянского, где было образовано от жръти – "приносить в жертву". Восходит к той основе, что и греческое geras – "почетный дар". Ведь жертва является не чем иным, как подношением, даром божеству. См. Также .. ..

Жертва

Заимств. Из ст.-сл. Яз., где жрьтва — суф. Производное (ср. Молитва, битва) от жьрти «приносить в жертву, жертвовать», родственного лит. Gìrti «благодарить», лат. Grates «благодарность», авест. Gar- «благодарение, плата». Исходно жертва — «благодарение», затем — «дар в благодарность за что-л.».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Жертва

Древнерусское – жьртва.. ..

Жертва

Же́ртва ввиду наличия е (вместо ё) заимств. Из цслав. Ср. Ст.-слав. Жрьтва θυσία, σπονδή (Супр., Клоц.), от жьрѫ "творю жертву", жьрьць "жрец, священник". Родственно лит. Giriù, gìrti "хвалить", gẽras "хороший", др.-прусск. Girtwei "хвалить", др.-инд. Gr̥ṇā́ti "воспевает, превозносит, восхваляет", gī́r ж. "хвала, награда", авест. Āɣairyāt̃ "превозносится", gar ж. "хвала. Награда, хвалебная песнь", лат. Grātus "желанный, приятный, благодарный". См. Фик, GGA, 1881, стр. 1425. Траутман, BSW 88..

Жертва

А. Пострадавший, погибший в результате несчастного случая, стихийного бедствия, преступных действий и т.п. Б. Добровольный или вынужденный отказ от имущества, прав, привилегий ради достижения поставленных целей или получения выгод в будущем.. ..

Жертва

В теории права - физическое или юридическое лицо, которому уголовно наказуемым деянием был непосредственно или косвенно причинен материальный или нематериальный ущерб. См. Тж. Потерпевший. Виктимология.. ..

Жертва

- в теории права - физическое или юридическое лицо, которому уголовно наказуемым деянием был непосредственно или косвенно причинен материальный или нематериальный ущерб. (см. ПОТЕРПЕВШИЙ), (см. ВИКТИМОЛОГИЯ).. ..

Жертва

- в теории права - физическое или юридическое лицо, которому уголовно наказуемым деянием был непосредственно или косвенно причинен материальный или нематериальный ущерб. См. Т.ж. ПОТЕРПЕВШИЙ. ВИКТИМОЛОГИЯ.. ..

Жертва

(Sacrifice. Opfern, das Opfer) - в психологическом смысле - необходимость отказаться от мира детства. На это часто указывает регрессия энергии."Проблема пожертвования инфантильными стремлениями <...>. Является прежде всего проблемой индивидуальной. Но, обратив внимание на форму ее, мы замечаем, что тут дело идет о чем-то, что должно составлять проблему всего человечества. Ибо все символы. Змея, убивающая коня, и герой, добровольно жертвующий жизнью, - суть древнейшие образы выливающихс..

Жертва

(Sacrifice. Opfern, das Opfer) — в психологическом смысле — необходимость отказаться от мира детства. На это часто указывает регрессия энергии. «Проблема пожертвования инфантильными стремлениями является прежде всего пробле. ..

Жернова

-два камня, с помощью которых зерно растирается в муку. В древности жернова были важной частью домашнего хозяйства каждой семьи. Нижний жернов, более тяжелый, слегка выпуклой формы, клался на разостланный холст, на него клался верхний жернов, более легкий, слегка вогнутый, с отверстием посредине, в которое засыпалось зерно. При вращении верхнего жернова зерно растиралось и мука высыпалась на холст. Эта очень тяжелая и продолжительная работа поручалась рабам и женщинам.. ..

Жером

Король Вестфалии из рода Бонапартов, правивший в 1807-1813 гг. Ж. 1) с 1803 г. Бетси Патерсон (род. 1785 г. Умер 1879 г.). 2) с 1807 г. Екатерина, дочь короля Вюртембергского Фридриха (Умер 1834). 3) с 1853 г. Маркиза Бартолини-Баделли (Умер 1904 г.). Род. 1784 г. Умер 1860 г. После разгрома Пруссии и заключения Тильзитского мира Наполеон в 1807 г. Образовал из части отторгнутых от Пруссии земель королевство Вестфалию. В его состав вошли Гессен, Брауншвейг, Нас-сау и часть Ганновера. Сделавшись ..

Жертва Бескровная

Таинство Евхаристии. Православная Церковь, основываясь на Святом Писании (Ин. 6. 51. Мф. 26. 28. Мк. 14. 24. 1 Кор. И. 24) и на учении Отцов Церкви, полагает, что однажды и навсегда принесенная за род человеческий Иисусом Христом жертва не исключает приношения евхаристической жертвы, являющейся частным применением крестной жертвы Христа. Она называется бескровной в отличие от кровавых жертв древних и языческих народов.. ..

Жертва Благодарения

См. «Жертва мирная».. ..

Жертва

I. ЖЕРТВА 1) с древнейших времен Ж. Играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл - от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собств. Ничтожности. По свидет-ву Библии, Ж. Богу приносили Авель, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов (Быт 4:3,4. 8:20. 15:9. 26:25. 31:54. Иов 1:5). Ж. Каина была бескровной (плоды земли), тогда как оста..

Жертва

Путер в руках чайника. ..

Жертва

Восстановление изначального единства, воссоединение всего, что разбросано в мире явлений. Поскольку всякое творение подразумевает жертву, она представляет собой жизнь-смерть, цикл перевоплощений. Жертва отождествляется с творением, а человек - с одним из аспектов космоса. Кроме того, она означает подчинение себя божественному руководству через примирение, предоставление своего я на волю Бога, искупление. Каждое место жертвоприношения - это центр мира. Жертвоприношение человека - это искупление б..

Дополнительный поиск Жертва Жертва

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жертва" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жертва, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 6 символа