Антропология

234

(от греч. Ґn(rwpoj - человек и lТgoj - учение) БИБЛЕЙСКАЯ, раздел библейского *богословия, к-рый рассматривает учение Слова Божьего о природе человека. Трудности задач, стоящих перед библ. А., вытекают из разнообразия терминов, к-рыми описывается человеческое существо в Свящ. Писании. Наиболее ясным является учение о человеке как венце и царе творения. Он создан по "образу" и "подобию Божию" (Быт 1:26), что, по мнению одних толкователей, означает и данную природу человека, и его совершенство, цель, к к-рой он должен стремиться. А с т. Зр. Других, "образ" и "подобие" - синонимы. Человек уподобляется Богу прежде всего в том, что ему дана власть над природою (Пс 8. См. Пятикнижие) а также в том, что он получил от Творца "дыхание жизни" (евр.

НишмЈт хай(м). Человек благодаря этому становится "душою живою" (евр. Нeфеш хайЈ). Это понятие означает живую личность, единство жизненных сил, "Я" человека. Нефеш в плане внешнего выражения есть басЈр - плоть, однако в ВЗ это понятие еще не носит отрицательного оттенка, как у ап. Павла. Нефеш и басар характеризуются органическим единством (в отличие от греч. *дуализма, противопоставлявшего дух и плоть). Высшим началом в человеке ВЗ именует дух (евр. Р(ах). Дух даруется Богом, он есть сама невыразимая сила жизни, познания и активности. Когда руах покидает тварное существо, оно возвращается в прах (Пс 103:29). До 4 в. До н.э. Церкви ВЗ не была открыта тайна посмертного бытия, поэтому она заимствовала представление о посмертии у окружающих народов, пользуясь понятием шеол, т.е.

Области, где обитают души (нефеш) умерших (Пс 87:11-19). Только в поздней части Кн. Исайи и в Кн. Даниила мы находим свидетельства веры в воскресение (Ис 26. Дан 12:2. Ср. 2 Макк 7:9). Среди элементов, составляющих природу человека, Библия часто называет с е р д ц е (евр. Лев). Это очень емкое понятие, к-рое соединяет в себе и разум, и чувства, и волю. Аналогичного понятия внебиблейская антропология не имеет. Более всего оно приближается к понятию "сознательной воли", хотя нередко под словом "сердце" понимается жизненная сила тела. Размышляя о соотношении А. Библейской и А. Научной, *Булгаков писал. "На путях развития жизни на нашей планете, в филогенетической лестнице человека появляется животный вид homo sapiens, а в нем особь, способная и достойная сделаться вместилищем человеческого духа, послужить для его воплощения.

Это соответствует сказанию о том, что "создал Бог человека из праха земного" (Быт 2:7), т.е. Из той самой "земли", из которой произошли и все виды органической жизни (так что в этом смысле оказалось возможно даже и отождествление. "земля еси и в землю отыдеши" (Быт 3:19). Это прекрасное животное, в своей форме уже предображающее человека, п р и н и м а е т от Бога человеческий дух и просветляется им. Из совершенного животного через этот акт, уже превышающий бытие органического мира и потому не поддающийся какому бы то ни было эмпирическому наблюдению и истолкованию, возникает совершенный, т.е. Соответствующий творческому замыслу человек, несущий в себе задачу и потенцию очеловечения мира" ("Невеста Агнца", Париж, 1945).

Подобная мысль не является новой в христ. Богословии. Задолго до прот. Булгакова С. Ее защищал другой правосл. Богослов *Клитин А.М. История( религии, Одесса, 1910, с. 497). Еще раньше свт. *Феофан (Говоров) писал. "Было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой, и из животного стал человек" (Собр. Писем, вып. 1, М., 1898, с. 98), и, наконец, в беседе прп. Серафима Саровского с Мотовиловым мы читаем. "До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному" ("Св. Преп. Серафим Саровский чудотворец", М., 1990). У западных ученых-католиков аналогичная мысль принадлежит Васману Э. ("Христианство и теория развития", пер. С нем., Пг., 19172), Обермайеру Г. ("Доисторический человек", пер. С нем., СПб., 1913) и *Тейяру де Шардену ("Феномен человека").

Особую роль в библейской А. Имеет понятие корпоративной, или соборной, личности. В ВЗ нередко под одним лицом подразумевается группа, племя, народ (иногда олицетворяются даже город и страна). Это не простое олицетворение, а выражение веры в единство народов и всего человечества. Так, Адам является не только личностью, но и представляет собой весь род человеческий (поэтому само имя его означает "человек"). Подобный же корпоративный характер свойственен членам генеалогии потомков Ноя (Быт 10) и в известной степени нек-рым патриархам (ср. Быт 25 и Авд 1:10. Ср. Также наименование 10-коленного царства и всего народа Божьего Иаковом, Иосифом, *Ефремом. Ис 41:8. Ам 6:6. Ос 9:3-17 и др.). Корпоративными чертами наделены мессианские образы Сына Человеческого (Дан 7:13) и *Служителя Господня (Ис 52-53), что отразилось в учении ап.Павла о двух Адамах и Теле Христовом (Рим 5:12-21.

1 Кор 15). Вообще темы библейской А. В НЗ больше всего касается ап. Павел. Тело (греч. Sоma) так же, как и в ВЗ, понимается им как Божье творение, как храм Духа, а в Церкви - член Тела Христова (1 Кор 6:15, 19), следовательно, апостол не приемлет платоновского отношения к физич. Природе человека. Душа (греч. Yuc") соответствует у апостола ветхозавет. Нефеш, она есть носительница чувств и жизни. Душа и тело составляют живое единство, именуемое "плотью" (греч. SЈrx), к-рое разрушается в смерти и восстанавливается в воскресении. В то же время апостол употребляет термин "плоть" для характеристики немощного и греховного состояния человека (напр., Гал 5:19). В этом смысле люди, ограниченные психофизич. Миром, именуются "плотскими" и "душевными".

(К ним относятся и те, кто подменяет высшие духовные ценности чисто земными побуждениями и страстями. 1 Кор 2:14. 2 Кор 11:18). Высшее начало в человеке - это дух (греч. Pneаma - пневма). В соединении с "плотью" (т.е. Психофизич. Единством тела и души) и созидается полнота человека (1 Фес 5:23). Поскольку Бог определяется как Дух (Ин 4:24), то и в человеке, созданном по Его образу и подобию, дух должен господствовать. В духе сосредоточены не только высшие творческие, мистические и нравств. Возможности, но и призвание человека соучаствовать в замыслах и деяниях Божьих. Поэтому и вся тварь, покоренная злу, ожидает откровения сынов Божьих (Рим 8:20-22). Б у р г о в А., Православно-догматич. Учение о первородном грехе, К., 1904.

В о р о н ц о в А., Учение Библии о душе человеческой, Каз., 1900. В ы ш е с л а в ц е в Б., Сердце в христианской и индийской мистике, Париж, 1929. Г е н к е л ь Г.Г., Представление о загробной жизни у древних евреев, "Будущность", 1900, №17-19. Прот. З е н ь к о в с к и й В., Принципы православной антропологии, "Вестник РХД", 1988, №153. И. П., Рецензия на кн. [Filipiak M., Biblia o czlowieku, Lublin, 1979] ЖМП, 1979, №12. Архим. К и п р и а н (Керн), Антропология св. Григория Паламы, Париж, 1950 (автор дает очерки святоотеч. Антропологии). *Л е о н - Д ю ф у р К., По ту сторону смерти, пер. С франц., "Логос", 1973, №1-2. Л о с с к и й В.Н., Очерк мистич. Богословия Восточной Церкви, БТ, сб. 8, 1972. Е г о ж е, Догматич. Богословие, т а м ж е, переизд.

М., 1991. Архиеп. Л у к а (Войно-Ясенецкий), Дух, душа, тело, Брюссель, 1978, переизд. М., 1993. *Н е с м е л о в В., Наука о человеке, т.1-2, К., 1898-1903. *О л е с н и ц к и й И.А., Учение Ветхого Завета о бессмертии души, М., 1883. СББ, с. 1246-55. С т р а х о в П.С., Воскресение. Идея воскресения в дохрист. Религ.-филос. Сознании, М., 1916. Свящ. Т е м н о м е р о в А.М., Учение Свящ. Писания о смерти, загробной жизни и воскресении из мертвых, СПб., 1899. Т и х о м и р о в Е.А., Загробная жизнь. Мысли о смерти, бессмертии и вечной жизни, М., 19022. B e r k o u w e r G.C., Man. The Image of God, Grand Rapids (Mich.), 1962. *G e l i n A., LHomme selon la Bible, P., 1968 (англ. Пер. The Concept of Man in the Bible, L., 1968). *K u m m e l W.G., Man in the New Testament, Phil., 1963.

Enc.Kat., t.1, s. 690-94..

Значения в других словарях
Антропология

(от Антропо. И ...Логия) наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Обоснование места А. Среди других наук было дано Ф. Энгельсом, определившим её как науку, опосредствующую «. Переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории» («Диалектика природы», 1969, с. 158). За рубежом в А. Включают обычно, кроме естественной истории человека, также этнографию и археологию (См. Археология). А., в принятом в ..

Антропология

АНТРОПОЛОГИЯ (от антропо. И ...логия) - наука о происхождении и эволюции человека (см. Антропогенез), образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в сер. 19 в. Основные разделы антропологии. Морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С сер. 20 в. Усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием "биология человека" (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, вл..

Антропология

АНТРОПОЛОГИЯ (от антропо...> и...логия), наука> о происхождении и эволюции человека (антропогенез), образовании и распространении человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как специальная наука> выделилась в середине 19 в.. ..

Антропология

По словопроизводству есть учение (ανθρωπος — человек, λόγος — слово, учение) о человеке. Но так как все доступные нашему пониманию знания или касаются непосредственно человека, или являются следствием отношений человека ко вселенной, то в последнее время у большинства исследователей составилось определение, что А. Есть учение о естественной истории или природе человека в частности. Из этого определения очевидно, что во все времена большинство ученых, в особенности физиков, врачей и натуралистов,..

Антропология

-и, ж.. ..

Антропология

(от греч. Anthropos - человек, и logos - слово). Наука о человеке со стороны физической и духовной.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)наука о человеке вообще, как по отношению к телу, так и по отношению к душе. В более частном смысле а. Занимается всесторонним изучением человеческих рас в связи с их культурным развитием и выяснением места человека в природе.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков ..

Антропология

Сущ., кол-во синонимов. (5). ..

Антропология

Ж. Греч. Наука о человеке. Человековедение. Учение о человеке, как о животном и о духе. По плоти человека, это анатомия и физиология. По духу его, психология, наука о теле и о духе, душе. Антропологический, антропологичный, к сему относящийся. Антрополог м. Сведущий в науке этой, более в значении психолог, душеслов. Антропотомия ж. Биотомия, анатомия человека, учение о строении тела его. Антропоморфизм м. Очеловечение, олицетворение. Придание вымышленному божеству человеческого образа, изображен..

Антропология

Ж.Комплексная научная дисциплина, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и вариации физического строения человека.. ..

Антропология

-и, ж. Наука о биологической природе человека. II прил. Антро-. ..

Антропология

Антропологии, мн. Нет, ж. (от греч. Anthropos - человек и logos - учение). Наука о человеке, как явлении природы, естественной истории.. ..

Антропология

(антропо- + греч. Logos учение) наука о происхождении и эволюции человека, формировании человеческих рас и о нормальных вариациях строения и функций организма человека.. ..

Антропология

(Антропо- + греч. Logos учение)наука о происхождении и эволюции человека, формировании человеческих рас и о нормальных вариациях строения и функций организма человека.. ..

Антропология

(антропо- + греч. Logos учение) - наука о происхождении и эволюции человека, формировании человеческих рас и о нормальных вариациях строения и функций организма человека.. ..

Антропология

- см. Человекознание.. ..

Антропология

(онантропо. И ...логия), наука о происхождении и эволюции человека (см. Антропогенез), образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физич. Строения человека. Как самостоят. Наука сформировалась в сер. 19 в. Осн. Разделы А. Морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С сер. 20 в. Усиленно развивается комплекс дисциплин, объединённых под назв. "биология человека" (изучение физиол., биохим. И генетич. Факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма..

Антропология

(от антропо и логия) — наука (межотраслевая дисциплина на грани естественных и общественных разделов науки) о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.. ..

Антропология

(или антропологическая наука) - в широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек. В настоящее время установилось неоднозначное понимание содержания антропологии. 1) как общей науки о человеке, объединяющей в себе знание разнообразных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. 2) как науки, исследующей биологическое разнообразие человека. Собственно биологическая антропология занимается исследованием исторических и географических аспектов из..

Антропология

(от антропо. И ...логия), наука о человеке. С сер. 19 в. В определении содержания и места А. Среди наук наметились две осн. Тенденции. Первая, уходящая корнями в систему взглядов франц. Просветителей 18 в., трактовала А. Как универсальную науку о человеке, включающую все стороны человеческого бытия - физич. (анатомо-морфологич.) организацию человека, его материальную и духовную культуру, психологию, язык и т. Д. В таком, расширительном, толковании А. Понимается в США и большинстве стран Зап. Евр..

Антропология

Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас.. ..

Антропология

АНТРОПОЛОГИЯ (anthropology), реже - общая А. (general Anthropology) - преимущественно в англоязычных странах - совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития. А. Фокусирует свое внимание, с одной стороны, на биологической и культурной дифференциации различных групп людей, с другой стороны - на тех интегративных чертах, которые позволяют представить человечество как единое целое. Антропологические дисциплины объединены рядом общих научных принципов..

Антропология

(от греч. Anthropos человек, и logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека. 1.Естественнонаучная и медицинская антропология определяет место человека в царстве живых существ (см. Теория происхождения видов) и изучает его телесную организацию, которой он отличается от последних. К ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т. П. 2. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально ..

Антоний

(Алексей Павлович Храповицкий), митр. (1863-1936), рус. Правосл. Богослов и церк. Деятель. Род. В Новгороде, в семье помещика. Был воспитан матерью в строго церк. Духе, что привело его в духовную школу (редкий случай среди дворянских детей). В 1885 окончил СПб.ДА, на последнем курсе приняв монашество. С 1885 по 1886 был профессорским стипендиатом, помощником инспектора. Преподавал в Холмской ДС (1886-87). В 1887 назначен исполняющим обязанности доцента СПб.ДА по каф. Свящ. Писания ВЗ и защитил м..

Антонин

Андрей( Иванович Капустин), архим. (1817-94), рус. Правосл. Писатель, "самый выдающийся деятель Русского Православия в Иерусалиме и на Востоке" (митр. Никодим Ротов). Род. В Пермской губ., в семье сел. Священника. Окончил КДА (1843). После принятия монашества (1845) был направлен настоятелем посольской церкви в Афины (1850). Там самостоятельно изучал библейские палеографию и археологию. Поездки по Востоку привели его к мысли о необходимости проведения реформ в церк. Жизни (об этом А. Подал запис..

Антропоморфизмы

(от греч. Ўn(rwpoj - человек и morf" - форма) В БИБЛИИ, такие описания свойств и деяний Божества, в к-рых Он наделяется человеческими чертами. А. Очень часто встречаются в ВЗ (Бог "сходит посмотреть" - Быт 11:5. "раскаивается" - Быт 6:6. У Него, якобы, есть руки - Исх 14:31. Уши - Пс 33:16. Уста - 3 Цар 8:24 и т.д.). Присущи А. И НЗ, особенно в притчах. В то же время Свящ. Писание совершенно определенно говорит о непереходимой грани между запредельной, сокровенной природой Сущего и человеком. Бо..

Антропософия

(от греч. Јn(rwpoj - человек и sof...a - мудрость) КАК ИСТОЛКОВАТЕЛЬНИЦА БИБЛИИ. А. Называется оккультно-мистич. Учение, представляющее собой возрожденный гностицизм. Основатель А. - нем. Мыслитель Рудольф Штайнер (1861-1925) примыкал первоначально к теософским кругам, к-рые в поисках универсальной древнейшей религии внедряли индийские учения, сплавленные с упрощенным эволюционизмом. Штайнер порвал с теософским обществом в нач. 20 в. И поставил себе целью построить собственную доктрину на основа..

Дополнительный поиск Антропология Антропология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Антропология" в словаре Библиологический словарь. Александр Мень, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Антропология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 12 символа