Адаптация
(от ср.-век. Лат. Adapta-tio — приспособление, прилаживание), способность организма приспосабливаться к разл. Условиям внеш. Среды. В основе А. Лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутр. Среды (т. Н. Гомеостаз). А. Обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и макс, продолжительность жизни организма в разл. Условиях окружающей среды.Приспособительные реакции (реакции А.) подразделяются на быстрые и медленные. Быстрые реакции (врождённые- формируются в процессе эволюции организма) обеспечивают т. Н. Срочную А. (напр., отдёргивание конечности в ответ на болевое раздражение, усиление дыхания при физич. Нагрузке, возрастание чувствительности глаза к свету в сумерках). Они весьма экономичны.
Полезный для организма результат достигается с минимумом затрат. Медленные реакции направлены на долговременную А. И формируются постепенно, в условиях длит, воздействия факторов внеш. Среды (А. К недостатку кислорода с сохранением работоспособности в условиях высоты, А. К ранее непосильным физич. Нагрузкам и т. Д.).Среди разл. Систем организма, осуществляющих реакции А., ведущее место принадлежит центр, нервной системе, к-рая координирует процессы А. Организма в целом. Важную роль в этом играют также эндокринная и вегетативная нервная системы. В процессе А. Можно выделить 3 фазы (стадии). Ориентировоч-но-приспособительную (сопровождается врем, нарушением функций), неустойчивого, неполного приспособления (активный поиск устойчивого состояния, соответствующего новым условиям) и относительно устойчивого приспособления.Возможности (пределы) А.
Конкретного человека обусловлены его наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности, к-рая приобретает особенно важное значение. Напр., у работников умственного труда, ведущих обычно малоподвижный образ жизни, возможности А. К физич. Нагрузкам используются недостаточно. Поэтому даже небольшие нагрузки быстро утомляют. Расширить возможности А. Можно с помощью регулярных тренировок, закаливания и т. Д. При этом важно учитывать индивидуальные особенности организма, т. К. Неадекватные нагрузки могут оказаться либо бесполезными (при их недостаточности), либо вредными (при их чрезмерности) для здоровья.Адекватный для каждого организма режим физич. И биол. Совершенствования следует устанавливать по совету врача.
У школьников важно добиться оптимальной А. К условиям обучения и воспитания. Рациональный режим дня, закаливание организма, оптимальный уровень двигат. Активности способствуют наиб, благоприятному течению процессов А. И. О. Тупицын.Социальная А. — приспособление человека к условиям новой социальной среды. Один из социально-психол. Механизмов социализации личности. В пед. Практике важное значение имеет учёт особенностей процесса А. Ребёнка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в обществ, уч.-воспитат. Учреждения (дет. Сад, школа), при вхождении в новый коллектив.Новая социальная среда предъявляет к ребенку особые требования, к-рые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям.
Поступление в дошк. Вос-питат. Учреждение связано с включением ребёнка в группу сверстников, каждый из к-рых наделён своими индивидуальными чертами, а все вместе они образуют первую социальную общность, в к-рой им предстоит наладить взаимоотношения. До этого момента практически весь опыт общения для ребёнка сводился к отношениям с близкими взрослыми, к-рые выступали в роли бесспорного авторитета в решении всех жизненных вопросов и эталона для усвоения речи и навыков поведения. Если ребёнок был в семье единственным, то нередко он обладал «монополией» на внимание и поддержку взрослых (в многодетных семьях наличие братьев и сестёр смягчает эту ситуацию). Перемена обстановки приводит к утрате «монополии». Для воспитателя дет.
Сада каждый ребёнок — один из многих. Далеко не всякое желание может теперь быть немедленно удовлетворено. Наоборот, возникает необходимость подчинять свои побуждения требованиям дисциплины, а во взаимоотношениях со сверстниками — учитывать их желания и склонности. Ситуация несколько осложняется, если ребёнок поступает не во вновь сформированную группу, а в уже существующую, в к-рой сложился определённый стиль взаимоотношений. Как правило, ребёнок, не страдающий отклонениями в развитии и не избалованный ежеминутной опекой родителей, быстро и хорошо приспосабливается к новым условиям, т. Е. А. Проходит успешно. Если же ему ещё не доступна произвольная регуляция своего поведения, организац. Требования дет. Учреждения могут оказаться непосильной нагрузкой.
Отставание в развитии поставит его в невыгодное положение по сравнению со сверстниками, а переживания в связи с этим могут привести к нервному перенапряжению и срыву. Облегчение процесса А. Во многом зависит от родителей, к-рые должны активно способствовать физич. И психич. Развитию ребёнка и, что особенно важно, формированию у него навыков общения.При поступлении в школу жизнь ребёнка вступает в качественно новый этап, когда на первый план выступает его участие в учебной деятельности. Требования к дисциплине ещё более регламентируются. Обновляется коллектив сверстников. На этом этапе решающее значение имеет готовность к школьному обучению, как интеллектуальная, так и личностная. Заранее освоив нач. Навыки уч. Деятельности и имея опыт общения со сверстниками, ребёнок, как правило, нормально адаптируется к условиям систематич.
Шк. Обучения. В этом отношении дети, не посещавшие дошк. Учреждения, иногда имеют нек-рые интеллектуальные преимущества, но обычно сильно проигрывают в плане налаживания взаимоотношений и дисциплины. Проблемы в умственном и личностном развитии препятствуют нормальному вхождению в новые условия, обрекают ребёнка на роль отстающего, а это в свою очередь может обусловить возникновение хронич. Психич. Травмы и нарушений поведения. От педагогов в критич. Ситуациях дезадаптации ребёнка требуется повышенное внимание к его ин дивидуально-психол. Особенностям, индивидуальный подход в обучении и воспитании, а иногда и психокоррекцион-ная работа совм. Со специалистами др. Областей.Лит. Адаптация человека, Л., 1972. Человек и среда, Л., 1975, Б о б и с в а М.
И., Социальные нормы и регуляция поведения, М., 1978. Кон И. С., Открытие «Я», М., 1978. Адаптация организма учащихся к уч. И физич. Нагрузкам, под ред. А. Г. Хрипко-вой и М. В. Антроповой, М., 1982..
Дополнительный поиск Адаптация
На нашем сайте Вы найдете значение "Адаптация" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Адаптация, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 9 символа